Технология работы психолога со старшеклассниками.
Диагностика: интеллектуальная сфера: УИТ СПЧ;корректурная проба(внимание), таблицы Шульте(внимание), красно-черные таблицы, пять чисел\10 слов(лурия), матрицы равена.
Самосознание: тест-опросник самоотношения (пантелеев-Столин); тест Куна ктоя(соц. Идентификация), ДДЧ, ориентационная анкета.
Коммуникативная сфера: тест Ряховского(оценка уровня общительности), тест коммуникативных умений(Михельсон)
Коррекция:самосознание: 1)соц-пед помощь в воспитании и адаптации юношей и подростков в обществе. 2)формирование эмоц.устойчивости и саморегуляции.
Эмоционально-волевая сфера: 1)учись учиться(зырянова); 2)открытка от одиночества (Тимошева);
Мотивационная 1):игра-тренинг:как стать успешным(Сафонова);2) как добиться успеха(Квашнина).
Коммуникативная: 1)программа соц-псих тренингов для р.ком.навыков.(Астафьева)
Консультирование:1)психол.р. и форм.личности; 2)социализация и ее институты; 3)взаимоотношения со взрослыми; 4)подготовка к браку и половое просвещение; 5)самосознание:открытие своего Я.
Просвещение:1)чрезмерная трата времени на интернет; 2)личность юноши для родителя; 3)проблема наркотиков, зависимости; 4) проблема выбора жизненного пути.
36. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов в подростковом возрасте.
Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности , круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется и в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я Основные проблемы:1) поведение ребенка дома или в школе – неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно заставить за собой вымыть чашку»;2) черты характера, расцениваемые как не приемлемые, – «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т. п.Типы самоотношения подростка:1) «самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонеприятия;2) смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один – это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй – отголосок родительского видения ребенка;3) подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Упрямство не называет бесхарактерностью. 4) подросток ведет борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания;5) подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье.
41. Психология ранней юности. Проблема проф самоопределения. Особ-ти познавательных и эмоц-волевых пр-в старшеклассников.
Юношеский возраст – этап форм-я самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными, молодой человек формирует:1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самовоспитания, самосовершенствования;2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории – действительности.Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».происходит по нескольким направлениям:1) открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности. 2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования;3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе( вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже моральнопсихологические качества).
67. Технология работы психолога с семьями учащихся.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Цель представлена в более конкретных задачах:1)согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе;2)сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;3)совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;4)выявление одаренности и развитие способностей ребенка;5)совместное предупреждение асоциального поведения детей и подростков.
При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.
три основных направления работы:1. Диагнос. семьи,2.Конс-е семьи,3. Просвещение родителей.Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. Чтобы минимизировать трудности при провед род собр, необходимо руководствоваться принципами безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества.
В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач М. Ю Чибисова выделяет следующие формы участия в родительском собрании.
1. Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.
2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителе путем анкетир-я, беседы.3.Тематическое выступление, содержащее психологическую информации прикладного характера по актуальной для родителей теме.
4. Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами. Тематические встречи психолога с родителями направлены на решение актуальны психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития образования детей.
При послед-ой реализ обозначенных напр-й сотрудничества с учетом накопленного опыта, традиций в школе может сложиться система взаимодействия психолога и семьи. Общее дело - объединяет семью и школу.
68. Технология работы психолога с педколлективом образовательного учреждения.
Психолог в педагогическом коллективе помогает педагогам обнаружить и осознать те компоненты деят-ти, которые мешают орг-ии взаим-я и взаимоотношений с ребенком. Успех этой работы в большей степени зависит от самого педагога. Он сам решает, как ему развиваться и насколько глубоко он будет продвигаться в своем личностном развитии.Основная работа психолога с педагогическим коллективом в этом аспектедолжна быть направлена на осознание каждым педагогом собственных чувств, переживаний, самопринятие и осознание своих средств взаимодействия с детьми и взрослыми.этапы работы психолога :-осознание педагогом мех-ов орг-ии обр-гоучреждения;- осознание педагогом его личностного потенциала;- осознание педагогом средств общения детей и родителей через воспоминания о собственном детстве и родительской семье.-осознание средств общения между детьми; психолог использует такие формы групповой деятельности, как опросы, лекции и семинары с элементами тренинга, тренинги, индивидуальное консультирование, методические советы в форме группового обсужденияпроблем школы (организационно-деятельностные игры).опросы провоцируют размышления педагогов на заданную тему. Как правило, в них участвуют детии родители. Поэтому одна и та же школьная проблема рассматривается с разных точек зрения. Материалы, полученные при опросе, используются в лекционном, семинарском и тренинговом курсах. Лекции направлены на то, чтобы дать педагогу инф-ю о мех-х р. психики, личностного роста, структуре и средствах педагогического общения. Семинары проводятся по темам, совпадающим с материалом лекций,строятся на материале, взятом из практического опыта.Продолжение и углубление самопознания педагог может осуществить в тренингах педагогического общения и личностного роста. Группа в этом случае выступает как помощник в процессе самопринятия.Инд.конс-е дает возможность нового видения собственного содержания, личностных механизмов общения с другими людьми.Диагностика:интеллекта, Эмоциональные ,мотивационные хар-ки; понимание себя и окр-х,Характеристики общения; деловые хар-ки.