Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
Психоанализ - одно из наиболее известных направлений зарубежной психиатрии, возникшее в нач 20в. Предметом психоанализа является взаимосвязь сознания и бессознательного и содержание сферы бессознательного. Фрейд создал теорию, согласно которой психика человека содержат 3 компонента: компонент предсознание, компонент сознание, компонент бессознательное. Содержание предсознания – это латентные знания, т.е. те знания, которыми обладает человек, но которые не актуализированы в данный момент в его сознании. При необходимости эти латентные знания достаточно легко могут переходить в сферу сознания, т.е. актуализироваться. Содержание сознания – совокупность представлений, знаний, установок, стереотипов. Содержанием сферы бессознательного являются неосознанные инстинкты и влечения агрессивного и сексуального характера.
Отличия бессознательного:1)это их действенность. 2) они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. По мнению Фрейда, психич. Жизнь человека определяется его влечениями - главное из которых - сексуальное(либидо).Ф выделил 3 основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия(забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки) и невротические симптомы. В п\а был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов, главные из них – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений, оба метода предполагают активную работу психоаналитика заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов(свободных ассоциаций) или сновидений. Фрейд впервые сделал попытку описать структуру личности, в которой он выделил 3 компонента: ИД или ОНО – является врожденной, существует по принципу удовольствия, ничего не знает о реальности. ИД является энергетическим регулятором личности, источником ее активности. В ИД хранятся ее неосознанные влечения, инстинкты сексуального, агрессивного характера. Когда ребенок начинает сталкиваться с первыми запретами, начинает формироваться 2-я инстанция личности ЭГО или Я. В ЭГО накапливается опыт взаимодействия личности с реальностью.
В последнюю очередь формируется инстанция СУПЕР ЭГО, где хранятся социальные нормы, требования, идеалы, совесть. Существует эта инстанция по принципу долженствования. Инстанция ЭГО испытывает давление и со стороны ИД и со стороны СУПЕР ЭГО. Для защиты от этого давления ЭГО используются механизмы психологической защиты, т.е. способы защиты либо от травмирующих человека информации, либо от социально-неодобряемых намерений, личностных качеств, мотивов и пр. Использование защитных механизмов имеют свои достоинства и недостатки. Достоинствами являются те, что они позволяют сохранить привычный уровень самооценки и самоуважения, внутренний психологический комфорт. Недостатками их использования являются провоцирование возникновения неврозов и препятствуют личностному росту с точки зрения Роджерса, т.к. при их работе существенно затруднена рефлексия. Фрейд впервые описал защитные механизмы. Впервые их экспериментально исследовала Анна Фрейд. Из классического психоанализа выделилась аналитическая или глубинная психика К. Юнга. Он разработал теорию о коллективном бессознательном, согласно которой психика человека содержит 3 компонента: личное бессознательное, т.е. вытесненное побуждение, забытые травмирующие впечатления, которые формируются в индивидуальном опыте человека, сознание, коллективное бессознательное или архаичная психика( национальные инстинкты, а также расовые архетипы, общечеловеческие дарования, мифы и символика Другим направлением психоанализа стало учение Адлера - индивидуальная Ψ. По мнению Адлера, человек стремится к успеху, к самореализации и социальной идентификации. Одним из базовых понятий теории Адлера является комплекс неполноценности. Он считает, что, осознавая свои дефекты, личность стремится компенсировать их и иногда прибегает к гиперкомпенсации. Стремление к самосовершенствованию он считает врожденными у человека. 3 основные жизненные задачи, стоящие перед человеком: работа, дружба, любовь. Неофрейдизм- акцент на примере личн-го роста и возн-е невротического поведения и точки зрения взаимодействия человека и социального окружения. Изучались также особенности самовосприятия, формирования мироощущений и ценностей личности.