Причины конфликтов в старшем школьном возрасте
При рассмотрении конфликтов в юношеском возрасте необходимо учитывать специфическую психологическую атмосферу накануне окончания старшеклассниками школы. Любые конфликты с учителями в этот период могут негативно сказаться на первых периодах вхождения выпускников во взрослую жизнь.
Нарушение дисциплины у старшеклассников может проявляться в следующих формах:
невыполнении ученических обязанностей, непослушании, неподчинении требованиям учителей;
курении, коллективных и индивидуальных пропусках занятий, обмане учителей в виде мошенничества;
межученической вражде, драках, групповых разборках, запугивании физически более слабых, психологическом и физическом терроризировании отдельных школьников сплоченными группами старшеклассников.
К конфликтогенному поведению педагогов в старших классах относится:
-неспособность управлять познавательной работой молодых людей во время урока;
-потеря учителем границы возможной близости к учащимся;
-научная узость и отсутствие эрудиции у педагога в преподаваемом предмете;
-противоречия при оценивании знаний учащихся,
-а также поведение учителей, которое приводит к нарушению нормальных человеческих отношений со старшеклассниками (вспышки по пустякам, крикливость, преследование школьников по пустякам, использование детских методов дисциплинирования, дискриминация по отношению к учащимся и т. д.).
Конфликты, которые вызываются бестактностью педагога, являются самыми распространенными в юношеском возрасте.
Наиболее часто встречающимися проявлениями педагогической бестактности являются (в порядке убывания удельного веса):
-публичные оскорбления старшеклассников;
-вторжение в личный мир девушек и юношей и осуждение взаимных симпатий;
-аффективное выражение оценок и требований в форме крика, ругани, угроз;
-злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов учащимся;
-любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия делиться и советоваться со старшими;
-межучительская бестактность в форме негативных оценок коллег за глаза с апелляцией к учащимся.
Цели конфликтной ситуации
Расчленение целей конфликтной ситуации на
деловые (профессиональные, служебные) и
межличностные (сугубо личные) способствует объективной оценке ситуации и выбору более рациональных путей и средств для корректировки или коренного изменения целей противостоящих или взаимодействующих сторон.
Но и здесь есть одна сложность, которую следует подчеркнуть особо. Нередко противопоставление сторонами целей вступления в конфликтную ситуацию обусловливается не подлинным содержанием целей, а недостатками взаимопонимания. Стороны как будто говорят па разных языках. Сущностная сторона позиций как бы размазана, как бы не схватывается, а порой и сознательно приглушается «оппонентами». В конфликтной ситуации нередко вследствие намеренной «глухоты» к восприятию информации со стороны «оппонента» снижается интеллектуальный и обостряется эмоциональный компоненты взаимного непонимания.
Понятийная схема конфликта
Большинство конфликтов, которые имеют место в системе образования (в континууме учитель—ученик и учитель—класс), имеют ярко выраженную социально-психологическую направленность.
Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта,
условия протекания конфликта,
образы конфликтной ситуации,
возможные действия участников конфликта,
исходы конфликтных действий.
Как отмечает Т. Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по их действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.
Исходы (последствия, результаты конфликтных действий) органично вплетены в самый конфликт. Прежде всего, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение.