Особенности обучения по системе Л. В. Занкова
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л. В. Занковым и его сотрудниками в 50-60-х гг. XX в. Результатом этой работы явилось описание дидактических основ системы обучения, эффективной для общего развития школьников. Каковы же особенности этой системы?
1. Установка учителя на задачу общего развития учащихся. Общее развитие — появление таких новообразований во всех сферах психики (ума, воли, чувств).
2. Богатое содержание образования. Детям представляется широкая картина мира на основе ценностей литературы, науки, искусства.
3. Построение обучения на основе следующих дидактических принципов:
+ обучение на высоком уровне трудности;
+ ведущая роль теоретических знаний;
+ изучение программного материала быстрым темпом;
+ осознание школьниками процесса учения;
+ общее развитие всех учащихся.
4. Отбор содержания дальнейшего образования обусловливает и отбор методов обучения, которые исключают последовательное проведение учащихся по этапам получения знаний. Учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность.
5. Внесение изменений в организационные формы обучения. Структура урока меняется, становится более гибкой и динамичной. Урок может начаться с постановки нового для учащихся вопроса, искать решение ученикам предстоит самостоятельно или с помощью учителя. Развертываться такой урок может в виде постепенного углубления в тему. Урок благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности. Домашние задания носят разнообразный, часто индивидуальный характер.
6. Характерный подход к оценке результативности обучения. Изначальная ориентация на оценивание усвоения материала дополняется оцениванием общего развития ребенка, и эта задача становится приоритетной.
7. Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса коренным образом меняется. Учитель должен переориентироваться в своем видении ученика, воспринимать его не только как способного или малоспособного к усвоению школьной программы, но и как человека со всеми его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.
Виды научения
Научение— процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. Выделяют несколько видов научения.
1. Научение по механизму импринтинга,т. с. быстрого, автоматического приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Наличие импринтинга объединяет человека с животными, имеющими развитую центральную нервную систему. Например, как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же проявляется врожденный сосательный рефлекс. Как только в поле зрения новорожденного утенка появляется утка-мать и начинает двигаться в определенном направлении, так, став на собственные лапки, птенец начинает автоматически всюду следовать за ней. Это — инстинктивные (т. с. безусловно-рефлекторные) формы поведения, они достаточно пластичны в течение определенного, обычно весьма ограниченного, срока («критического» периода), впоследствии изменению поддаются мало.
2. Условно-рефлекторное научение.Например, слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в поле зрения или держанием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного предмета или движения, направленного на его поиск.
3. Оперантное научение.Этот вид научения выделил американский психолог-бихевиорист Б. Ф. Скиннер в дополнение к условно-рефлекторному научению. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Оперантное научение реализовано в системе программированного обучения и в жетонной системе психотерапии.
4. Викарное научение— научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения частично представлен у высших животных, например обезьян.
5. Вербальное научение— приобретение человеком нового опыта через язык. В данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы. Например, символика в физике, математике, информатике.
Первый, второй и третий виды научения характерны как для животных, так и для человека, а четвертый и пятый — только для человека.
Механизмы научения
Психологические механизмы научения следующие.
Формирование ассоциаций— т. е. связей, образующихся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.);
действие этих связей — актуализация ассоциации — состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других).
Подражание(копирование чужих движений или действий, при котором возможно и усвоение новых форм поведения), выступающее как основа для формирования умений и навыков.
Различение и обобщение,связанные с формированием понятий.
Инсайт(целостное, несводимое к отдельным элементам симультаптное «схватывание» отношений), являющийся когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.
Творчество(деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее), служащее основой для создания новых знаний, умений и навыков, не представленных в виде образцов, готовых для усвоения через подражание.