Возможности программированного обучения
> Активность каждого ученика
> Индивидуальный темп прохождения учебного материала
> Каждый ученик обучается в оптимальном для него темпе, ритме, стиле
> Постоянная обратная связь
Иногда считают, что программированное обучение — это обучение с помощью различных обучающих машин. Это не совсем верно. Программированное обучение может быть как машинным (с применением ТСО), так и безмашинным. Идею программированного обучения предложил американский психолог Б. Ф. Скиннер в 50 гг. XX в. Его концепция смогла возглавить исследования программированного обучения в силу того, что вводила принцип членения процесса решения учебной задачи па операции, которые контролируются подкреплением, служащим сигналом обратной связи.
Программированное обучение предполагает такую организацию обучения, когда учащийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. Для этого учебный материал расчленяется на небольшие «порции», располагающиеся в логической последовательности. Каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются ТСО. Такое построение учебного материала называется программой. Указанные «порции» последовательно предъявляются ученикам. Прежде чем получить следующую «порцию» знаний, ученик должен определенным образом доказать, что он усвоил предыдущую (дать правильный ответ на вопросы, решить задачу). Таким образом, ученик все время дает информацию об усвоении материала.
В зависимости от действия ученика определяется дальнейший ход обучения. Ученику предоставляется возможность перейти к следующей «порции», либо предъявляется предыдущий «кадр» для повторного усвоения, либо предлагают повторить старый материал.
Обратная связь в системе «учитель—ученик» обеспечивает непрерывный контроль над работой учащихся, что и делает учебный процесс управляемым. Программированное обучение обеспечивает активность каждого ученика, так как отсутствие активности немедленно обнаруживается, скрыть это невозможно. И наконец, каждый ученик обучается в оптимальном для него темпе, ритме, стиле.
Программированное обучение не «устраняет» учителя, не снимает его влияния на учебный процесс, а освобождает от черновой, технической работы. В этих условиях учитель сможет активно влиять на ход учебного процесса, успешнее осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Уровни проблемного обучения
Первый уровень | Проблемное изложение материала учителем (сопоставляет различные точки зрения, показывает научное решение как результат их борьбы) |
Второй уровень | Постановка проблемы, даются разные точки зрения, проблема решается под руководством учителя |
Третий уровень | Учитель ставит проблему, дает необходимый инструментарий для ее решения, руководит поиском решения проблемы |
Проблемное обучениенаправлено на то, чтобы поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя проблем, посильных для пего В качестве психологической основы проблемного обучения выступает один из разделов психологии мышления, связанный с изучением проблемных ситуаций.
Проблемная ситуацияхарактеризует такое состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действия.
Проблемная ситуация складывается тогда, когда прежние средства и способы выполнения деятельности недостаточны, когда человек ставит перед собой новые, нестандартные цели. Главным элементом в проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения действия, правильного выполнения поставленного задания. Такая ситуация переживается человеком как нечто непонятное, неожиданное, тревожащее и удивляющее. У человека возникает смутное впечатление: «Что-то не то!», «Что-то не так!» Осознание проблемной ситуации может начаться с удивления (с которого, по Платону, и начинается всякое познание), с неудачи, с затруднения.
Процесс проблемного обучения оказывается как бы состоящим из двух необходимых этапов:
> этапа постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;
> этапа поиска неизвестного в этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования ученика, либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для выполнения проблемного задания.
Разработаны различные уровни проблемного обучения.
Первый — проблемное изложение материала учителем (учитель, привлекая данные истории науки, борьбу мнений вокруг рассматриваемого вопроса, сопоставляет различные точки зрения и показывает научное решение как результат их борьбы).
Второй — постановка проблемы, разные точки зрения даются в изложении учителя, проблема решается под руководством учителя.
Третий — учитель ставит проблему, вооружает учеников необходимым инструментарием для ее решения (библиографией, литературой) и руководит поиском решения проблемы (третий уровень встречается в практике преподавания не часто).