Сознание и бессознательное в психике человека.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.
Сознание – это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.
В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить образы прошлого, а воображение строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач с помощью знаний.
В сознании человека закрепляется четкое различие «субъекта» и «объекта», т.е. того, что принадлежит «Я»-человека и его не «Я» (т.е. сопоставлять и противопоставлять себя окружающему).
Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
Сознание присуще только человеку, животные сознанием не обладают. Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть:
1) Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
2) Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
3) Бессознательное мышление.
4) Бессознательные ощущения и т.п.
Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.
Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия.
Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки.
Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности.
Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о единстве человеческой личности.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" или "субцептивные" реакции; например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.