Взгляды различных научных соцпсих.школ на предмет социальной психологии.

Предмет и объект социальной психологии. По вопросу о предмете социальной психологии сложились три основных подхода. Согласно первому из них предметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Данный подход разрабатывается социологами, в нем изучаются: психология классов, больших социальных общностей, различные стороны общественной психологии групп (традиции, нравы, обычаи). Согласно данному подходу, социальная психология определяется как наука об общественной психологии.

Согласно второму подходу предметом социальной психологии является личность. Этот подход получил распространение среди психологов. В рамках данного подхода дискутируется вопрос о том, в каком контексте исследовать личность. Возможен анализ личности с точки зрения ее положения в группе; рассмотрение личности в контексте межличностных отношений либо в системе общения.

Третий подход представляет попытку синтеза первых двух. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии больше всего отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее общепринятым определением предметом социальной психологии является следующее: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.

В качестве объектаисследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии – участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над "i" поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой.

8.Основные направленияприкладной соц.псих.

Основные прикладные отрасли социально-психологического знания:

1. Сфера воспитания подрастающего поколения. Этот вопрос не может быть рассмотрен только с точки зрения социальной психологии. Для нее очень четко обозначился социально-психологический угол зрения в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная психология. Задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению отклонений от свойств личности, соблюдающих нормы поведения.

2. Сфера укрепления и развития семьи – область применения на практике социально-психологических знаний. Основные задачи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», профессиональное обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание спец. семейных консультаций); исследования внутрисемейных установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная установка»): иметь ли детей, сколько их иметь и т.д.

3. Сфера межличностной аттракции – закономерности формирования чувства привязанности, дружбы, любви и т.д.

4. Политическая психология, политический лидер, создание имиджа.

5. Гармонизация общения, компетентность в общении и т.д.

6. Оптимизация отношений между представителями разных этносов и культур.

7.Практические направления социально-психологической работы в области рекламы и маркетинга.

Прикладные задачи соц.псих.

Кроме задач общетеоретического плана, общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи, которые выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов16. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика, которому сплошь и рядом приходится не только проводить прикладные исследования, но и напрямую вмешиваться в происходящие процессы. Такого рода деятельность породила специфическую область социальной психологии, получившую название «практическая социальная психология».

Задачами социальной психологии выступают17:

♦ Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками:

а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп;

б) соотношения между различными их компонентами;

в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

♦ Всестороннее осмысление и обобщение данных:

а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

♦ Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.

♦ Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.

♦ Социально-психологический анализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность.

♦ Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

♦ Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

♦ Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.

♦ Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

♦ Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.

♦ Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

♦ Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач, стоящих перед социальной психологией, может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук — социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

10.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Существует ряд классификаций методов социальной психологии. Согласно наиболее общей из них, весь набор мeтoдов можно разделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

К методам исследования относятся: методы сбора информации и методы обработки полученной информации. К методам сбора информации относятся: наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, эксперимент.

Наблюдение - является наиболее распространенным методом, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает систематичность, целенаправленность, фиксацию результатов.

^ Метод изучения документов. При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы).

Контент-анализ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Для этого, соответственно, целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, например: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений. Затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации. Использование контнт-анализа позволяет повысить объективность метода изучения документов.

Aнкетирование - опрос, проводимый с целью выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, личностных черт опрашиваемого. Анкетный опрос может быть устный (интервью) и письменный, собственно анкетирование. Анкетирование осуществляется с помощью анкет. Анкета предстaвляет набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования.

Интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают двa вида интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы; стандартизированное, по форме близкое к анкете.

Тест (от англ. test - проверка, опыт) - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты не являются специфическим методом социальной психологии, применяются и в других ее отраслях. В социальной психологии чаще всего используются личностные тесты или групповые. Наиболее широкое распространение среди групповых тестов получил социометрический тест. Данный тест позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусно-ролевыe отношения в группе.

Эксперимент - один из основныx методов социальной психологии. Основное достоинство эксперимента - в том, что можно специально моделировать ситуацию исследования и влиять на условия ее протекания (проследить зависимость психических процессов, явлений от изменения внешних условий). Основная масса эмпирических фактов получена с помощью эксперимента. По своим разновидностям эксперимент делится на лабораторный и естественный. В случае проведения лабораторного эксперимента действия испытуемых определяются инструкцией, а условия специально моделируются. Естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых. При этом они не знают, что участвуют в эксперименте. Естественный эксперимент является промежуточным между наблюдением и лабораторным экспериментом. Психолог может влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Общим требованием, предъявляемым для естественного и лабораторного эксперимента, является наличие контрольной и экспериментальной групп, чтобы было возможным сравнение полученных данных. По другому основанию можно выделить констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

К методам обработки полученной информации относятся: факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компьютерной обработки пoлученных данных и другие.

Примером методов воздействия является социально-психологический тренинг. Данный метод основан на активных приемах групповой работы и позволяет решать достаточно широкий круг задач: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уверенногo поведения и др.

11.Социально-психологическое исследование– вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Специфика социально-психологических исследований:
1) описывают психологические характеристики самой группы;
2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
4) источником данных является сам человек;
5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;
6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;
7) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).

На первом этапе социально-психологического исследования необходимо выбрать тему исследования и четко её сформулировать. Далее необходимо составить программу и план работы, которые обычно базируются на какой-либо теории, требующей доказательства или дополнительной проработки.
Под теорией понимается система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой.
Теории характеризуются:
1) способностью предсказывать поведение;
2) «внутренней согласованностью» – отсутствием логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей;
3) экономичностью – содержанием только тех принципов или положений, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена;
4) фертильностью (плодородием) – способностью захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения.
На следующем этапе работы проводится поиск соответствующей научной литературы. Анализ полученных из литературы данных позволяет наметить ход предстоящего исследования.
Первые этапы исследования тесно взаимосвязаны и часто подменяют друг друга. Так, формулировка темы часто не возможна без целенаправленного литературного поиска.
Формулирование гипотез является следующим этапом исследования. Гипотезой называется вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы представляют собой логические следствия определенных теорий.
На четвертом этапе производится выбор методов исследования, т. е. приемов и средств получения достоверных сведений, использующихся для выработки практических рекомендаций.

Виды методов социальной психологии:
1) методы сбора информации:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) корреляционное исследование;
г) опрос;
д) интервьюирование;
е) шкалирование;
ж) тестирование;
з) проективные методики;
и) социометрия;
к) изучение документов;
л) изучение продуктов деятельности;
2) методы обработки информации:
а) приемы теоретической и логической обработки данных;
б) использование математической статистики.
На следующем этапе проводится сбор первичной информации с помощью наблюдения, опроса и анализа различного рода документации (контент-анализа).
На заключительной стадии производиться обработка и анализ результатов. Этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ.
Виды обработки результатов исследования:
1) качественная обработка – метод первичной обработки данных, направленный на определение качественной характеристики изучаемых социально-психических процессов и явлений;
2) количественная обработка результатов производится на основе широко используемых в науке математических методов, таких, как методы вариационной статистики (позволяют установить среднее количественное значение показателей, степень разнообразия и расхождения данных, наличие или отсутствие связи между рядами психических явлений), статистических методов для установления достоверности результатов исследования (позволяют судить о типичности различий тех или иных показателей, их надежности, о необходимом количестве испытуемых и т. д.);
3) альтернативный анализ – это выражение в количественных показателях исследуемых признаков, свойств и качеств психических явлений; дисперсионный анализ состоит в оценке факторов, влияющих на изучаемый признак, и определении меры влияния каждого из них;
4) корреляционный анализ проводится в том случае, когда подразумевается влияние на социально-психические процессы не только исследуемого фактора, но и других факторов.

Наши рекомендации