Кто впервые ввел термин «патопсихология»?

а) Зейгарник Б.В.;

б) Корсаков С.С.;

в) Бехтерев В.М.; +

г) Лурия А.Р.

18. Патопсихологический симптомокомплекс – это:

а) это особенность и совокупность нарушений познавательных, психических процессов относительно специфических для той или иной клинической нозологии имеющих в своей основе определённые психические механизмы; +

б) совокупность симптомов, характерных для данного психического заболевания;

в) сочетание тех симптомов, которые выявлены в ходе эксперимента и представляют собой нарушение психических функций и личности в следствии заболевания;

г) нарушение (изменение) психических процессов и свойств психической деятельности

19. Для исследования слухового восприятия используют:

а) таблицы с движущимися квадратами;

б) методика “Классификация предметов”;

в) тахистоскопический метод; +

г) перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера)

20. Один из основных принципов построения экспериментальных приёмов, направленных на исследование психики больных:

а) принцип вычисления основных психических актов и действий человека;

б) принцип искусственно созданных жизненных ситуаций;

в) принцип анализа и синтеза интеллектуальных особенностей личности человека;

г) принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении +

21. В детском и подростковом возрасте психологические показатели, полученные экспериментально, выявляют симптомы, слабо выраженные клинически, и тем самым облегчают:

а) дифференциальную диагностику; +

б) психокоррекцию;

в) психотерапию;

г) патопсихологическое исследование

22. Какой характер чаще всего носит патопсихологическое исследование детей дошкольного возраста:

а) диагностический;

б) клинический;

в) обучающий;

г) игровой; +

д) все выше перечисленное

23. Какая методика применяется для исследования процессов анализа и синтеза:

а) сложные аналогии

б) сравнение понятий +

в) существенные признаки

г) объяснение сюжетных картин

24. Какая методика применяется для оценки мышления больных, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов:

а) ответные ассоциации; +

б) противоположности;

в) соотношения пословиц, метафор и фраз;

г) сравнение понятий

25. Методика куб Линка применяется для исследования:

а) устойчивости внимания, эмоциональных реакций; +

б) объема памяти;

в) нарушений пространственной ориентации;

г) колебания внимания.

Ответы на тестовые задания 1 вариант
№ вопроса Вариант ответа
1. Б
2. А
3. В
4. В
5. А
6. Б.Г
7. Д
8. А
9. А
10. А,Б,В
11. А
12. Б
13. А,Г
14. В
15. А
16. Г
17. В
18. А
19. В
20. Г
21. А
22. Г
23. Б
24. А
25. А

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ качество усвоения дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. Из них 60 рейтинговых баллов составляет максимальная оценка учебной работы студентов в течение семестра, 40 рейтинговых баллов – максимальная оценка на курсовом экзамене.

В семестре предусматривается 2 промежуточных этапа оценки знаний (рубежный контроль) на 13 и 20 неделях. В соответствии с этим изучение дисциплины делится на 2 модуля.

Интегральный балл по каждому модулю складывается из оценки текущей работы студента и оценки, полученной по итогам рубежного контроля, следующим образом:

  1 контрольная точка (5-6 неделя) 2 контрольная точка (13-14 неделя)  
Темы № 1,2,3,4,5,6, 7.8 № 9,10,11, 12,13,14
Текущая работа студента 25 баллов 25 баллов
Итоговый контроль за модуль 5 баллов 5 баллов  
Всего 30 баллов 30 баллов

Первый модуль:

Форма текущего контроля:

1) проверка конспектов лекций и семинаров;

2) подготовка докладов и сообщений;

3) устный ответ-дополнение;

4) тестирование;

5) проверка понимания ключевых понятий.

За каждый пункт максимальное количество баллов – 5.

Форма итогового контроля – письменная контрольная работа. Максимальное количество баллов – 5.

Второй модуль:

Форма текущего контроля:

1) проверка практических работ;

2) краткий устный (выборочный) контроль;

3) коллоквиум;

4) проверка понимания ключевых понятий;

5) проверка конспектов лекций и семинаров;

6) подготовка докладов и сообщений;

За каждый пункт максимальное количество баллов – 5.

Форма итогового контроля – письменная контрольная работа. Максимальное количество баллов – 5.

Примечание:

1. Во втором модуле, вместо любых двух пунктов текущей работы (по выбору) студент может выполнить реферат по предложенной преподавателем теме. Максимальное количество баллов за реферат – 10.

2. В случае 100%-ной посещаемости студентом всех лекционных и семинарских занятий в модуле, студенту могут быть начислены дополнительные баллы «за посещаемость». Количество баллов – по усмотрению преподавателя, но не более 3-х.

Перечень вопросов и заданий для подготовки к рубежному (модульному) контролю.

Контрольные вопросы по 1 модулю:

1. Предмет и задачи патопсихологии

2. Место патопсихологии в системе психологических наук

3. Взаимосвязь патопсихологии с другими науками

4. Расстройства умственной работоспособности и внимания

5. Теоретические проблемы патопсихологии: предмет, практические задачи, актуальные проблемы патопсихологии

6. Виды нарушений умственной работоспособности и внимания

7. Приемы патопсихологической диагностики нарушений умственной работоспособности и внимания

8. Нарушение памяти как вида познавательной деятельности

9. Нарушение непосредственной памяти

10. Нарушение динамики мнестической деятельности

11. Нарушение опосредованной памяти

12. Нарушение мотивационного компонента памяти

13. Проблема нарушений восприятия

14. Агнозии

15. Псевдоагнозии при деменции

16. Нарушения мотивационного компонента восприятия

17. Нарушения сознания и самосознания

18. Понятие симптома и синдрома в патопсихологии

Контрольные вопросы по 2 модулю:

1. Нарушение операциональной стороны мышления.

2. Нарушение личностного компонента мышления.

3. Нарушение динамики мыслительной деятельности.

4. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности. Нарушения мышления как процесса принятия решения.

5. Методы исследования и оценки нарушений мышления.

6. Виды эмоциональных расстройств.

7. Эмоциональные нарушения при различных нервно-психических расстройствах.

8. Методы исследования эмоциональных нарушений.

9. Нарушение структуры и иерархии мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов. Нарушение смыслообразования.

10. Нарушения саморегуляции и опосредования поведения.

11. Нарушение критичности и спонтанности поведения.

12. Нарушение формирования характерологических особенностей личности.

13. Методы исследования и оценки нарушений личности.

14. Концепции патологии личности в зарубежной психологии.

15. Патопсихологические симптомокомплексы при диффузном органическом заболевании головного мозга, эпилепсии, олигофрении: сходство и отличия.

16. Патопсихологические симптомокомплексы при психопатии, шизофрении, неврозах: сходство и отличия.

Вопросы для подготовки к экзамену по всему курсу

1. Предмет и задачи патопсихологии.

2. Нарушения психической деятельности при эпилепсии.

3. Практические задачи патопсихологии.

4. Патология мотивации восприятия при психических заболеваниях.

5. Значение патопсихологии для развития общепсихологической теории. Проблема нормы и патологии.

6. Виды нарушений памяти.

7. Принципы построения патопсихологического исследования.

8. Нарушения познавательной деятельности (патопсихологический синдром) при шизофрении.

9. Виды диагностических методов в патопсихологии.

10. Понятие о неврозе как пограничном состоянии.

11. Принципы построения психологических приёмов исследования нарушений личности.

12. Феноменология и психологические механизмы нарушений восприятия.

13. Нарушения динамики психической деятельности.

14. Место патопсихологии в системе психологических наук. Взаимосвязь патопсихологии с другими науками.

15. Психопатии. Психологический аспект изучения психопатий.

16. Анализ нарушений личности при шизофрении, эпилепсии.

17. Методы исследования нарушений умственной работоспособности.

18. Методики исследования нарушений памяти.

19. Методологические принципы патопсихологической диагностики.

20. Нарушения личностного компонента мышления.

21. Метод пиктограмм и его использование в патопсихологии.

22. Психологический аспект изучения галлюцинаций.

23. Искажение процесса обобщения. Экспериментальные факты и их теоретическая интерпретация.

24. Психологические проблемы неврозов.

25. Нарушения опосредованной памяти.

26. Психологическая характеристика резонёрства.

27. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

28. Нарушения непосредственной памяти при психических заболеваниях.

29. Нарушения психической деятельности при шизофрении.

30. Особенности личности при психопатии.

31. Нарушения иерархии мотивов при психических заболеваниях.

32. Методики исследования нарушений мышления.

33. Нарушения мышления при шизофрении: психологический аспект.

34. Нарушения умственной работоспособности при психических заболеваниях.

35. Нарушения критичности у психически больных.

36. Основные приёмы исследования нарушений личности.

37. Психологическая характеристика деградации личности при хроническом алкоголизме.

38. Проблема депрессий: клинико-психологический аспект.

39. Соотношение распада и развития психики.

40. Нарушения критичности мышления. Значение мотива экспертизы в патопсихологическом обследовании.

41. Нарушения опосредованной памяти.

42. Нарушения личности у психически больных.

43. Нарушения психической деятельности при органических заболеваниях центральной нервной системы различного генеза.

44. Феноменология и психологические механизмы нарушений памяти при психических заболеваниях.

45. Основные направления в исследовании нарушений мышления при шизофрении.

46. Проблема патопсихологического синдрома.

47. Нарушения общения при шизофрении.

48. Значение культурно-исторического подхода Л.С. Выготского для патопсихологии.

49. Принципы подбора методик для диагностического патопсихологического обследования.

50. Классификация методов патопсихологии.

Наши рекомендации