Тема: Деятельностный подход в психологии.

Цель занятия: усвоить основные понятия психологической теории, ее значение для развития фундаментальной и прикладной психологии.

1. Общая психологическая характеристика деятельности. Маклаков А.Г. (122-125), Немов Р.С.(145-151).

2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности. Маклаков А.Г. (125-130), Немов Р.С.(158-162).

3. Теория деятельности и предмет психологии. Маклаков А.Г. (130-134), Рубинштейн С.Л.(21-24).

4. Виды человеческой деятельности: общение, игра, учение, труд. Немов Р.С.(152-156), Рубинштейн С.Л.(472-502).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (25-147).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2006. (21-24; 472-502).

3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (145-162).

Дополнительная:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(80-93).

Занятие 4.

Тема: Психические процессы: ощущения.

Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть роль и значение анатомо-физиологических основ перцептивной деятельности. Изучить основные практические методы исследования ощущений.

1. Понятие об ощущении. Еникеев М.И.(64-65), Рубинштейн С.Л.(177-178)

2. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Маклаков А.Г. (168-169).

3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. Рубинштейн С.Л.(178-180), Еникеев М.И.(65-67).

4. Классификация ощущений на виды. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые ощущения. Компенсаторные возможности ощущений. Еникеев М.И.(68, 73-90), Рубинштейн С.Л.(184-224).

5. Чувствительность и её измерение. Понятие о порогах. Рубинштейн С.Л.(180-184), Еникеев М.И.(68-73).

6. Основные свойства ощущений. Маклаков А.Г. (173-183).

7. Исследование ощущений психофизиологическими методами. Гамезо М.В.(118-119).

8. Развитие ощущений. Маклаков А.Г. (183-184).

Литература:

Основная:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2006.(177-224).

2. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. (164-198).

Дополнительная:

1. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (64-90).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(117-134).

Занятие 5.

Тема: Восприятие.

Цель занятия: рассмотреть восприятие как психический процесс. Изучить свойства и виды восприятия. Усвоить значение субъективности процесса восприятия.

1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Рубинштейн С.Л.(225-233), Маклаков А.Г. (200-207).

2. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Рубинштейн С.Л.(239-240)

3. Предметность целостность, константность, избирательность и осмысленность как основные особенности восприятия. Петровский А.В.(137-142)

4. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии. Петровский А.В.(149-163)

5. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Маклаков А.Г. (213-216).

2. Методики исследования восприятия. Практикум (52-75).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (200-233).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (225-240)

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (137-163).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(135-157).

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. (52-75).

Занятие 6.

Тема: Память.

Цель занятия: рассмотреть основные механизмы, виды и процессы памяти. Усвоить сущность теорий памяти. Научиться диагностировать память в дошкольном и школьном возрасте.

1. Понятие о памяти. Маклаков А.Г. (247-249).

2. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. Петровский А.В.(402), Маклаков А.Г. (249-255).

3. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. Петровский А.В.(172-177)

4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Рубинштейн С.Л.(273-290)

5. Мнемотехника. Петровский А.В.(406-407).

6. Условия, способствующие успешному хранению информации. Рубинштейн С.Л.(273-289), Маклаков А.Г. (263-269).

7. Теории и законы памяти. Рубинштейн С.Л.(265-272)

8. Индивидуальные различия памяти у людей. Маклаков А.Г. (275-281).

9. Диагностика памяти (дошкольный, школьный возраст). Гамезо М.В.(164-169).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(247-282).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(265-289).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(401-414).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(158-171).

Занятие 7.

Тема: Мышление.

Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть теории, формы и виды мышления. Проследить соотношение и взаимозависимость мышления и речи; выявить значение мышления для познавательной деятельности.

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи. Петровский А.В.(430-435), Маклаков А.Г. (299-303).

2. Формы мышления. Рубинштейн С.Л.(328-333).

3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач. Петровский А.В.(444-452), Рубинштейн С.Л.(317-324)

4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Рубинштейн С.Л.(324-328)

5. Виды мышления. Рубинштейн С.Л.(334-339), Петровский А.В.(452-455).

6. Теории мышления в психологии. Рубинштейн С.Л.(313-317). Развитие мышления. Рубинштейн С.Л.(334-372), Маклаков А.Г. (325-331).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(298-331).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(313-372).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(430-456).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(172-185).

Занятие 8.

Тема: Речь

Цель занятия: рассмотреть теоретические проблемы возникновения и развития речи.

1. Общая характеристика речи. Маклаков А.Г. (333-336).

2. Теоретические проблемы возникновения речи. Маклаков А.Г. (340-344).

3. Основные виды речи. Маклаков А.Г. (344-348).

4. Развитие речи у ребенка. Маклаков А.Г. (348-352).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(333-353).

2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (312-330).

Дополнительная:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(95-102).

Занятие 9.

Наши рекомендации