Тема: Деятельностный подход в психологии.
Цель занятия: усвоить основные понятия психологической теории, ее значение для развития фундаментальной и прикладной психологии.
1. Общая психологическая характеристика деятельности. Маклаков А.Г. (122-125), Немов Р.С.(145-151).
2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности. Маклаков А.Г. (125-130), Немов Р.С.(158-162).
3. Теория деятельности и предмет психологии. Маклаков А.Г. (130-134), Рубинштейн С.Л.(21-24).
4. Виды человеческой деятельности: общение, игра, учение, труд. Немов Р.С.(152-156), Рубинштейн С.Л.(472-502).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (25-147).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2006. (21-24; 472-502).
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (145-162).
Дополнительная:
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(80-93).
Занятие 4.
Тема: Психические процессы: ощущения.
Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть роль и значение анатомо-физиологических основ перцептивной деятельности. Изучить основные практические методы исследования ощущений.
1. Понятие об ощущении. Еникеев М.И.(64-65), Рубинштейн С.Л.(177-178)
2. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Маклаков А.Г. (168-169).
3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. Рубинштейн С.Л.(178-180), Еникеев М.И.(65-67).
4. Классификация ощущений на виды. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые ощущения. Компенсаторные возможности ощущений. Еникеев М.И.(68, 73-90), Рубинштейн С.Л.(184-224).
5. Чувствительность и её измерение. Понятие о порогах. Рубинштейн С.Л.(180-184), Еникеев М.И.(68-73).
6. Основные свойства ощущений. Маклаков А.Г. (173-183).
7. Исследование ощущений психофизиологическими методами. Гамезо М.В.(118-119).
8. Развитие ощущений. Маклаков А.Г. (183-184).
Литература:
Основная:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2006.(177-224).
2. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. (164-198).
Дополнительная:
1. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (64-90).
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(117-134).
Занятие 5.
Тема: Восприятие.
Цель занятия: рассмотреть восприятие как психический процесс. Изучить свойства и виды восприятия. Усвоить значение субъективности процесса восприятия.
1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Рубинштейн С.Л.(225-233), Маклаков А.Г. (200-207).
2. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Рубинштейн С.Л.(239-240)
3. Предметность целостность, константность, избирательность и осмысленность как основные особенности восприятия. Петровский А.В.(137-142)
4. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии. Петровский А.В.(149-163)
5. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Маклаков А.Г. (213-216).
2. Методики исследования восприятия. Практикум (52-75).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (200-233).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (225-240)
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (137-163).
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(135-157).
3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. (52-75).
Занятие 6.
Тема: Память.
Цель занятия: рассмотреть основные механизмы, виды и процессы памяти. Усвоить сущность теорий памяти. Научиться диагностировать память в дошкольном и школьном возрасте.
1. Понятие о памяти. Маклаков А.Г. (247-249).
2. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. Петровский А.В.(402), Маклаков А.Г. (249-255).
3. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. Петровский А.В.(172-177)
4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Рубинштейн С.Л.(273-290)
5. Мнемотехника. Петровский А.В.(406-407).
6. Условия, способствующие успешному хранению информации. Рубинштейн С.Л.(273-289), Маклаков А.Г. (263-269).
7. Теории и законы памяти. Рубинштейн С.Л.(265-272)
8. Индивидуальные различия памяти у людей. Маклаков А.Г. (275-281).
9. Диагностика памяти (дошкольный, школьный возраст). Гамезо М.В.(164-169).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(247-282).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(265-289).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(401-414).
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(158-171).
Занятие 7.
Тема: Мышление.
Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть теории, формы и виды мышления. Проследить соотношение и взаимозависимость мышления и речи; выявить значение мышления для познавательной деятельности.
1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи. Петровский А.В.(430-435), Маклаков А.Г. (299-303).
2. Формы мышления. Рубинштейн С.Л.(328-333).
3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач. Петровский А.В.(444-452), Рубинштейн С.Л.(317-324)
4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Рубинштейн С.Л.(324-328)
5. Виды мышления. Рубинштейн С.Л.(334-339), Петровский А.В.(452-455).
6. Теории мышления в психологии. Рубинштейн С.Л.(313-317). Развитие мышления. Рубинштейн С.Л.(334-372), Маклаков А.Г. (325-331).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(298-331).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(313-372).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(430-456).
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(172-185).
Занятие 8.
Тема: Речь
Цель занятия: рассмотреть теоретические проблемы возникновения и развития речи.
1. Общая характеристика речи. Маклаков А.Г. (333-336).
2. Теоретические проблемы возникновения речи. Маклаков А.Г. (340-344).
3. Основные виды речи. Маклаков А.Г. (344-348).
4. Развитие речи у ребенка. Маклаков А.Г. (348-352).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(333-353).
2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (312-330).
Дополнительная:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(95-102).
Занятие 9.