Тема: Эволюционное введение в психологию.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(приложение к рабочей программе дисциплины «Психология человека» для направления 540700 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)

Курск

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Тема: Психология как наука.

Цель занятия: рассмотреть основные категории психологии как науки. Усвоить значение связей психологии с другими науками, рассмотреть проблему предмета психологии как науки. Познакомиться с характеристикой методов психологии.

1. Психология как наука. Петровский А.В.(70-73), Маклаков А.Г. (22-26)

2. Основные отрасли психологии. Петровский А.В.(81-85), Маклаков А.Г.(62-68).

3. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Немов Р.С.(6-8), Рубинштейн С.Л.(150-154).

4. Связь психологии с другими науками. Петровский А.В.(79-80), Маклаков А.Г. (56-62)

5. Предмет, задачи и принципы психологии. Маклаков А.Г. (12-16), Петровский А.В.(3-6), Еникеев М.И. (3-4).

6. Проблема метода исследования в психологии Немов Р.С. (16-18).

7. Эмпирические методы:

- наблюдение Немов Р.С. (18-21), Маклаков А.Г. (27-29).

- эксперимент Немов Р.С. (23-24), Маклаков А.Г. (35).

- опрос (анкета, беседа) Маклаков А.Г. (29-30).

- тесты Маклаков А.Г. (32-35).

8. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Маклаков А.Г. (38-45).

9. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Маклаков А.Г. (45-48).

10. Бихевиоризм как наука о поведении. Маклаков А.Г. (49-53).

11. Современный этап развития зарубежной и отечественной психологии. Петровский А.В. (103-130), Маклаков А.Г. (53-56).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (11-68).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (10-38; 39-53;150-154).

3. Немов Р.С. Психология Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2005. (16-25)

Дополнительная

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (16-22;70-85).

2. Семаго Н. Наблюдение (Метод в теории и на практике)//Школьный психолог. – 2002. - №10. – С.8-9.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.-(24-33).

Занятие 2 .

Тема: Эволюционное введение в психологию.

Цель занятия: познакомиться с эволюцией психики человека.

1. Понятие о психике. Функции психики. Маклаков А.Г. (70-76), Еникеев М.И.(6-9).

2. Роль нервной системы и изменение характера взаимоотношений человека с окружающей средой для развития психики. Рубинштейн С.Л.(134-137), Маклаков А.Г. (79-81).

3. Раздражимость. Трапизмы. Чувствительность как качественно новый тип отражения, выполняющий ориентирующую и сигнальную функцию. Еникеев М.И.(16-23)

4. Стадии и уровни развития психики в животном мире. Типы поведения. Рубинштейн С.Л.(125-128)

5. Сознание как высший уровень психического отражения, его основные характеристики. Маклаков А.Г. (88-91), Немов Р.С.(132-136).

6.Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Маклаков А.Г. (92-95; 105-115), Еникеев М.И.(45-55).

1. Культурно – историческая концепция Л. С. Выготского. Маклаков А.Г. (95-98).

8. Основные этапы развития психики человека (по А.Н. Леонтьеву) Маклаков А.Г. (98-105), Рубинштейн С.Л.(160-162).

9. Концепция функциональных систем П. К. Анохина. Маклаков А.Г. (115-116), Еникеев М.И.(55-59).

10. Концепция А.Р. Лурии. Маклаков А.Г. (117-118)

Литература:

Основная:

3. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (70-120).

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (90-160)

3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (139-142).

Дополнительная

1. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (12-34)

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(43-59).

Занятие 3 .

Тема: Деятельностный подход в психологии.

Цель занятия: усвоить основные понятия психологической теории, ее значение для развития фундаментальной и прикладной психологии.

1. Общая психологическая характеристика деятельности. Маклаков А.Г. (122-125), Немов Р.С.(145-151).

2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности. Маклаков А.Г. (125-130), Немов Р.С.(158-162).

3. Теория деятельности и предмет психологии. Маклаков А.Г. (130-134), Рубинштейн С.Л.(21-24).

4. Виды человеческой деятельности: общение, игра, учение, труд. Немов Р.С.(152-156), Рубинштейн С.Л.(472-502).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (25-147).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2006. (21-24; 472-502).

3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (145-162).

Дополнительная:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(80-93).

Занятие 4.

Занятие 5.

Тема: Восприятие.

Цель занятия: рассмотреть восприятие как психический процесс. Изучить свойства и виды восприятия. Усвоить значение субъективности процесса восприятия.

1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Рубинштейн С.Л.(225-233), Маклаков А.Г. (200-207).

2. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Рубинштейн С.Л.(239-240)

3. Предметность целостность, константность, избирательность и осмысленность как основные особенности восприятия. Петровский А.В.(137-142)

4. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии. Петровский А.В.(149-163)

5. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Маклаков А.Г. (213-216).

2. Методики исследования восприятия. Практикум (52-75).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (200-233).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (225-240)

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (137-163).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(135-157).

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. (52-75).

Занятие 6.

Тема: Память.

Цель занятия: рассмотреть основные механизмы, виды и процессы памяти. Усвоить сущность теорий памяти. Научиться диагностировать память в дошкольном и школьном возрасте.

1. Понятие о памяти. Маклаков А.Г. (247-249).

2. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. Петровский А.В.(402), Маклаков А.Г. (249-255).

3. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. Петровский А.В.(172-177)

4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Рубинштейн С.Л.(273-290)

5. Мнемотехника. Петровский А.В.(406-407).

6. Условия, способствующие успешному хранению информации. Рубинштейн С.Л.(273-289), Маклаков А.Г. (263-269).

7. Теории и законы памяти. Рубинштейн С.Л.(265-272)

8. Индивидуальные различия памяти у людей. Маклаков А.Г. (275-281).

9. Диагностика памяти (дошкольный, школьный возраст). Гамезо М.В.(164-169).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(247-282).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(265-289).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(401-414).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(158-171).

Занятие 7.

Тема: Мышление.

Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть теории, формы и виды мышления. Проследить соотношение и взаимозависимость мышления и речи; выявить значение мышления для познавательной деятельности.

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи. Петровский А.В.(430-435), Маклаков А.Г. (299-303).

2. Формы мышления. Рубинштейн С.Л.(328-333).

3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач. Петровский А.В.(444-452), Рубинштейн С.Л.(317-324)

4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Рубинштейн С.Л.(324-328)

5. Виды мышления. Рубинштейн С.Л.(334-339), Петровский А.В.(452-455).

6. Теории мышления в психологии. Рубинштейн С.Л.(313-317). Развитие мышления. Рубинштейн С.Л.(334-372), Маклаков А.Г. (325-331).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(298-331).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(313-372).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(430-456).

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(172-185).

Занятие 8.

Тема: Речь

Цель занятия: рассмотреть теоретические проблемы возникновения и развития речи.

1. Общая характеристика речи. Маклаков А.Г. (333-336).

2. Теоретические проблемы возникновения речи. Маклаков А.Г. (340-344).

3. Основные виды речи. Маклаков А.Г. (344-348).

4. Развитие речи у ребенка. Маклаков А.Г. (348-352).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(333-353).

2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (312-330).

Дополнительная:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(95-102).

Занятие 9.

Занятие 10.

Занятие 11.

Тема: Структура личности.

Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть структуру личности по К. К. Платонову. Проследить значение учения о направленности личности для понимания структуры личности в психологии.

1. Понятие структуры личности в психологии. Еникеев М.И.(247-248), Петровский А.В. (342-349), Маклаков А.Г. (477-478).

2. Различные подходы к пониманию структуры личности в психологии. Гамезо М.В. (67-73)

3. Структура личности по К.К. Платонову, С.Л. Рубинштейну. Гамезо М.В. (64;67), Маклаков А.Г. (477).

4. Учение о направленности личности. Еникеев М.И.(255-256), Петровский А.В. (356-359), Маклаков А.Г. (511-517).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (511-517; 477-478).

2. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (247-248; 255-256).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (356-359),

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(64;67-73).

Занятие 12.

Тема: Мотив и мотивация.

Цель занятия: усвоить основные понятия: « мотив», «мотивация», «каузальная атрибуция», «аффилиация», «альтруизм», «агрессивность». Рассмотреть проблему мотивированного поведения личности.

1. Понятия « мотив», «мотивация», «диспозиия». Маклаков А.Г. (513-516), Немов Р.С. (462-469).

2. Основные закономерности развития мотивационной сферы. Маклаков А.Г. (524-528).

3. Мотивация и деятельность. Немов Р.С. (484-495).

4. Мотивированное поведение как характеристика личности. Маклаков А.Г. (528-534).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (513-516; 524-534).

2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. (462-469; 484-495).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (354-359;366-368).

Занятие 13.

Занятие 14.

Тема: Воля.

Цель занятия: рассмотреть понятие воли, раскрыть функции и этапы волевого действия, определить основные условия развития волевых качеств личности.

1. Основные признаки воли как психологического явления. Маклаков А.Г. (373-376).

2. Волевая регуляция поведения. Свобода воли. Немов Р.С. (429-432), Петровский А.В. (223-227).

3. Волевые качества личности. Маклаков А.Г. (387-391). Еникеев М.И. (221-225).

4. Теории воли в психологии. Немов Р.С. (427-429).

5. Развитие воли у человека. Немов Р.С. (432-435)

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(373-391).

2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. (469-483).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(223-227)

2. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (221-225).

Занятие 15.

Тема: Темперамент

Цель занятия: рассмотреть понятие «темперамент», его физиологические основы, определить особенности деятельности личности с учетом психологической характеристики темперамента.

1. Понятие о темпераменте. Маклаков А.Г. (553-555).

2. Физиологические основы темперамента. Маклаков А.Г. (560-562).

3. Типы темпераментов. Немов Р.С.(394-397).

4. Психологические характеристики темперамента. Маклаков А.Г. (562-565).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.( 553-565 ).

2. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (248-255).

3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. (394-405).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.

Занятие 16.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(приложение к рабочей программе дисциплины «Психология человека» для направления 540700 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)

Курск

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Тема: Психология как наука.

Цель занятия: рассмотреть основные категории психологии как науки. Усвоить значение связей психологии с другими науками, рассмотреть проблему предмета психологии как науки. Познакомиться с характеристикой методов психологии.

1. Психология как наука. Петровский А.В.(70-73), Маклаков А.Г. (22-26)

2. Основные отрасли психологии. Петровский А.В.(81-85), Маклаков А.Г.(62-68).

3. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Немов Р.С.(6-8), Рубинштейн С.Л.(150-154).

4. Связь психологии с другими науками. Петровский А.В.(79-80), Маклаков А.Г. (56-62)

5. Предмет, задачи и принципы психологии. Маклаков А.Г. (12-16), Петровский А.В.(3-6), Еникеев М.И. (3-4).

6. Проблема метода исследования в психологии Немов Р.С. (16-18).

7. Эмпирические методы:

- наблюдение Немов Р.С. (18-21), Маклаков А.Г. (27-29).

- эксперимент Немов Р.С. (23-24), Маклаков А.Г. (35).

- опрос (анкета, беседа) Маклаков А.Г. (29-30).

- тесты Маклаков А.Г. (32-35).

8. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Маклаков А.Г. (38-45).

9. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Маклаков А.Г. (45-48).

10. Бихевиоризм как наука о поведении. Маклаков А.Г. (49-53).

11. Современный этап развития зарубежной и отечественной психологии. Петровский А.В. (103-130), Маклаков А.Г. (53-56).

Литература:

Основная:

1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (11-68).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (10-38; 39-53;150-154).

3. Немов Р.С. Психология Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2005. (16-25)

Дополнительная

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (16-22;70-85).

2. Семаго Н. Наблюдение (Метод в теории и на практике)//Школьный психолог. – 2002. - №10. – С.8-9.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.-(24-33).

Занятие 2 .

Тема: Эволюционное введение в психологию.

Цель занятия: познакомиться с эволюцией психики человека.

1. Понятие о психике. Функции психики. Маклаков А.Г. (70-76), Еникеев М.И.(6-9).

2. Роль нервной системы и изменение характера взаимоотношений человека с окружающей средой для развития психики. Рубинштейн С.Л.(134-137), Маклаков А.Г. (79-81).

3. Раздражимость. Трапизмы. Чувствительность как качественно новый тип отражения, выполняющий ориентирующую и сигнальную функцию. Еникеев М.И.(16-23)

4. Стадии и уровни развития психики в животном мире. Типы поведения. Рубинштейн С.Л.(125-128)

5. Сознание как высший уровень психического отражения, его основные характеристики. Маклаков А.Г. (88-91), Немов Р.С.(132-136).

6.Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Маклаков А.Г. (92-95; 105-115), Еникеев М.И.(45-55).

1. Культурно – историческая концепция Л. С. Выготского. Маклаков А.Г. (95-98).

8. Основные этапы развития психики человека (по А.Н. Леонтьеву) Маклаков А.Г. (98-105), Рубинштейн С.Л.(160-162).

9. Концепция функциональных систем П. К. Анохина. Маклаков А.Г. (115-116), Еникеев М.И.(55-59).

10. Концепция А.Р. Лурии. Маклаков А.Г. (117-118)

Литература:

Основная:

3. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (70-120).

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (90-160)

3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (139-142).

Дополнительная

1. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (12-34)

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(43-59).

Занятие 3 .

Наши рекомендации