Тема: Эволюционное введение в психологию.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(приложение к рабочей программе дисциплины «Психология человека» для направления 540700 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)
Курск
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Тема: Психология как наука.
Цель занятия: рассмотреть основные категории психологии как науки. Усвоить значение связей психологии с другими науками, рассмотреть проблему предмета психологии как науки. Познакомиться с характеристикой методов психологии.
1. Психология как наука. Петровский А.В.(70-73), Маклаков А.Г. (22-26)
2. Основные отрасли психологии. Петровский А.В.(81-85), Маклаков А.Г.(62-68).
3. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Немов Р.С.(6-8), Рубинштейн С.Л.(150-154).
4. Связь психологии с другими науками. Петровский А.В.(79-80), Маклаков А.Г. (56-62)
5. Предмет, задачи и принципы психологии. Маклаков А.Г. (12-16), Петровский А.В.(3-6), Еникеев М.И. (3-4).
6. Проблема метода исследования в психологии Немов Р.С. (16-18).
7. Эмпирические методы:
- наблюдение Немов Р.С. (18-21), Маклаков А.Г. (27-29).
- эксперимент Немов Р.С. (23-24), Маклаков А.Г. (35).
- опрос (анкета, беседа) Маклаков А.Г. (29-30).
- тесты Маклаков А.Г. (32-35).
8. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Маклаков А.Г. (38-45).
9. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Маклаков А.Г. (45-48).
10. Бихевиоризм как наука о поведении. Маклаков А.Г. (49-53).
11. Современный этап развития зарубежной и отечественной психологии. Петровский А.В. (103-130), Маклаков А.Г. (53-56).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (11-68).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (10-38; 39-53;150-154).
3. Немов Р.С. Психология Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2005. (16-25)
Дополнительная
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (16-22;70-85).
2. Семаго Н. Наблюдение (Метод в теории и на практике)//Школьный психолог. – 2002. - №10. – С.8-9.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.-(24-33).
Занятие 2 .
Тема: Эволюционное введение в психологию.
Цель занятия: познакомиться с эволюцией психики человека.
1. Понятие о психике. Функции психики. Маклаков А.Г. (70-76), Еникеев М.И.(6-9).
2. Роль нервной системы и изменение характера взаимоотношений человека с окружающей средой для развития психики. Рубинштейн С.Л.(134-137), Маклаков А.Г. (79-81).
3. Раздражимость. Трапизмы. Чувствительность как качественно новый тип отражения, выполняющий ориентирующую и сигнальную функцию. Еникеев М.И.(16-23)
4. Стадии и уровни развития психики в животном мире. Типы поведения. Рубинштейн С.Л.(125-128)
5. Сознание как высший уровень психического отражения, его основные характеристики. Маклаков А.Г. (88-91), Немов Р.С.(132-136).
6.Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Маклаков А.Г. (92-95; 105-115), Еникеев М.И.(45-55).
1. Культурно – историческая концепция Л. С. Выготского. Маклаков А.Г. (95-98).
8. Основные этапы развития психики человека (по А.Н. Леонтьеву) Маклаков А.Г. (98-105), Рубинштейн С.Л.(160-162).
9. Концепция функциональных систем П. К. Анохина. Маклаков А.Г. (115-116), Еникеев М.И.(55-59).
10. Концепция А.Р. Лурии. Маклаков А.Г. (117-118)
Литература:
Основная:
3. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (70-120).
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (90-160)
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (139-142).
Дополнительная
1. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (12-34)
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(43-59).
Занятие 3 .
Тема: Деятельностный подход в психологии.
Цель занятия: усвоить основные понятия психологической теории, ее значение для развития фундаментальной и прикладной психологии.
1. Общая психологическая характеристика деятельности. Маклаков А.Г. (122-125), Немов Р.С.(145-151).
2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности. Маклаков А.Г. (125-130), Немов Р.С.(158-162).
3. Теория деятельности и предмет психологии. Маклаков А.Г. (130-134), Рубинштейн С.Л.(21-24).
4. Виды человеческой деятельности: общение, игра, учение, труд. Немов Р.С.(152-156), Рубинштейн С.Л.(472-502).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (25-147).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2006. (21-24; 472-502).
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (145-162).
Дополнительная:
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(80-93).
Занятие 4.
Занятие 5.
Тема: Восприятие.
Цель занятия: рассмотреть восприятие как психический процесс. Изучить свойства и виды восприятия. Усвоить значение субъективности процесса восприятия.
1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Рубинштейн С.Л.(225-233), Маклаков А.Г. (200-207).
2. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Рубинштейн С.Л.(239-240)
3. Предметность целостность, константность, избирательность и осмысленность как основные особенности восприятия. Петровский А.В.(137-142)
4. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии. Петровский А.В.(149-163)
5. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Маклаков А.Г. (213-216).
2. Методики исследования восприятия. Практикум (52-75).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (200-233).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (225-240)
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (137-163).
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(135-157).
3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. (52-75).
Занятие 6.
Тема: Память.
Цель занятия: рассмотреть основные механизмы, виды и процессы памяти. Усвоить сущность теорий памяти. Научиться диагностировать память в дошкольном и школьном возрасте.
1. Понятие о памяти. Маклаков А.Г. (247-249).
2. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. Петровский А.В.(402), Маклаков А.Г. (249-255).
3. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. Петровский А.В.(172-177)
4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Рубинштейн С.Л.(273-290)
5. Мнемотехника. Петровский А.В.(406-407).
6. Условия, способствующие успешному хранению информации. Рубинштейн С.Л.(273-289), Маклаков А.Г. (263-269).
7. Теории и законы памяти. Рубинштейн С.Л.(265-272)
8. Индивидуальные различия памяти у людей. Маклаков А.Г. (275-281).
9. Диагностика памяти (дошкольный, школьный возраст). Гамезо М.В.(164-169).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(247-282).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(265-289).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(401-414).
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(158-171).
Занятие 7.
Тема: Мышление.
Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть теории, формы и виды мышления. Проследить соотношение и взаимозависимость мышления и речи; выявить значение мышления для познавательной деятельности.
1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи. Петровский А.В.(430-435), Маклаков А.Г. (299-303).
2. Формы мышления. Рубинштейн С.Л.(328-333).
3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач. Петровский А.В.(444-452), Рубинштейн С.Л.(317-324)
4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Рубинштейн С.Л.(324-328)
5. Виды мышления. Рубинштейн С.Л.(334-339), Петровский А.В.(452-455).
6. Теории мышления в психологии. Рубинштейн С.Л.(313-317). Развитие мышления. Рубинштейн С.Л.(334-372), Маклаков А.Г. (325-331).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(298-331).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.(313-372).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(430-456).
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(172-185).
Занятие 8.
Тема: Речь
Цель занятия: рассмотреть теоретические проблемы возникновения и развития речи.
1. Общая характеристика речи. Маклаков А.Г. (333-336).
2. Теоретические проблемы возникновения речи. Маклаков А.Г. (340-344).
3. Основные виды речи. Маклаков А.Г. (344-348).
4. Развитие речи у ребенка. Маклаков А.Г. (348-352).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(333-353).
2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (312-330).
Дополнительная:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(95-102).
Занятие 9.
Занятие 10.
Занятие 11.
Тема: Структура личности.
Цель занятия: усвоить основные понятия данной темы. Рассмотреть структуру личности по К. К. Платонову. Проследить значение учения о направленности личности для понимания структуры личности в психологии.
1. Понятие структуры личности в психологии. Еникеев М.И.(247-248), Петровский А.В. (342-349), Маклаков А.Г. (477-478).
2. Различные подходы к пониманию структуры личности в психологии. Гамезо М.В. (67-73)
3. Структура личности по К.К. Платонову, С.Л. Рубинштейну. Гамезо М.В. (64;67), Маклаков А.Г. (477).
4. Учение о направленности личности. Еникеев М.И.(255-256), Петровский А.В. (356-359), Маклаков А.Г. (511-517).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (511-517; 477-478).
2. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (247-248; 255-256).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (356-359),
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(64;67-73).
Занятие 12.
Тема: Мотив и мотивация.
Цель занятия: усвоить основные понятия: « мотив», «мотивация», «каузальная атрибуция», «аффилиация», «альтруизм», «агрессивность». Рассмотреть проблему мотивированного поведения личности.
1. Понятия « мотив», «мотивация», «диспозиия». Маклаков А.Г. (513-516), Немов Р.С. (462-469).
2. Основные закономерности развития мотивационной сферы. Маклаков А.Г. (524-528).
3. Мотивация и деятельность. Немов Р.С. (484-495).
4. Мотивированное поведение как характеристика личности. Маклаков А.Г. (528-534).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (513-516; 524-534).
2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. (462-469; 484-495).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (354-359;366-368).
Занятие 13.
Занятие 14.
Тема: Воля.
Цель занятия: рассмотреть понятие воли, раскрыть функции и этапы волевого действия, определить основные условия развития волевых качеств личности.
1. Основные признаки воли как психологического явления. Маклаков А.Г. (373-376).
2. Волевая регуляция поведения. Свобода воли. Немов Р.С. (429-432), Петровский А.В. (223-227).
3. Волевые качества личности. Маклаков А.Г. (387-391). Еникеев М.И. (221-225).
4. Теории воли в психологии. Немов Р.С. (427-429).
5. Развитие воли у человека. Немов Р.С. (432-435)
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.(373-391).
2. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. (469-483).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.(223-227)
2. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (221-225).
Занятие 15.
Тема: Темперамент
Цель занятия: рассмотреть понятие «темперамент», его физиологические основы, определить особенности деятельности личности с учетом психологической характеристики темперамента.
1. Понятие о темпераменте. Маклаков А.Г. (553-555).
2. Физиологические основы темперамента. Маклаков А.Г. (560-562).
3. Типы темпераментов. Немов Р.С.(394-397).
4. Психологические характеристики темперамента. Маклаков А.Г. (562-565).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.( 553-565 ).
2. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (248-255).
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. (394-405).
Дополнительная:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.
Занятие 16.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(приложение к рабочей программе дисциплины «Психология человека» для направления 540700 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)
Курск
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Тема: Психология как наука.
Цель занятия: рассмотреть основные категории психологии как науки. Усвоить значение связей психологии с другими науками, рассмотреть проблему предмета психологии как науки. Познакомиться с характеристикой методов психологии.
1. Психология как наука. Петровский А.В.(70-73), Маклаков А.Г. (22-26)
2. Основные отрасли психологии. Петровский А.В.(81-85), Маклаков А.Г.(62-68).
3. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Немов Р.С.(6-8), Рубинштейн С.Л.(150-154).
4. Связь психологии с другими науками. Петровский А.В.(79-80), Маклаков А.Г. (56-62)
5. Предмет, задачи и принципы психологии. Маклаков А.Г. (12-16), Петровский А.В.(3-6), Еникеев М.И. (3-4).
6. Проблема метода исследования в психологии Немов Р.С. (16-18).
7. Эмпирические методы:
- наблюдение Немов Р.С. (18-21), Маклаков А.Г. (27-29).
- эксперимент Немов Р.С. (23-24), Маклаков А.Г. (35).
- опрос (анкета, беседа) Маклаков А.Г. (29-30).
- тесты Маклаков А.Г. (32-35).
8. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Маклаков А.Г. (38-45).
9. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Маклаков А.Г. (45-48).
10. Бихевиоризм как наука о поведении. Маклаков А.Г. (49-53).
11. Современный этап развития зарубежной и отечественной психологии. Петровский А.В. (103-130), Маклаков А.Г. (53-56).
Литература:
Основная:
1. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (11-68).
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (10-38; 39-53;150-154).
3. Немов Р.С. Психология Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2005. (16-25)
Дополнительная
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. (16-22;70-85).
2. Семаго Н. Наблюдение (Метод в теории и на практике)//Школьный психолог. – 2002. - №10. – С.8-9.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.-(24-33).
Занятие 2 .
Тема: Эволюционное введение в психологию.
Цель занятия: познакомиться с эволюцией психики человека.
1. Понятие о психике. Функции психики. Маклаков А.Г. (70-76), Еникеев М.И.(6-9).
2. Роль нервной системы и изменение характера взаимоотношений человека с окружающей средой для развития психики. Рубинштейн С.Л.(134-137), Маклаков А.Г. (79-81).
3. Раздражимость. Трапизмы. Чувствительность как качественно новый тип отражения, выполняющий ориентирующую и сигнальную функцию. Еникеев М.И.(16-23)
4. Стадии и уровни развития психики в животном мире. Типы поведения. Рубинштейн С.Л.(125-128)
5. Сознание как высший уровень психического отражения, его основные характеристики. Маклаков А.Г. (88-91), Немов Р.С.(132-136).
6.Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Маклаков А.Г. (92-95; 105-115), Еникеев М.И.(45-55).
1. Культурно – историческая концепция Л. С. Выготского. Маклаков А.Г. (95-98).
8. Основные этапы развития психики человека (по А.Н. Леонтьеву) Маклаков А.Г. (98-105), Рубинштейн С.Л.(160-162).
9. Концепция функциональных систем П. К. Анохина. Маклаков А.Г. (115-116), Еникеев М.И.(55-59).
10. Концепция А.Р. Лурии. Маклаков А.Г. (117-118)
Литература:
Основная:
3. Общая психология. Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. (70-120).
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. (90-160)
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2005. - - Кн. 1. (139-142).
Дополнительная
1. Еникеев М.И. Общая психология. М., 2000. (12-34)
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.(43-59).
Занятие 3 .