Тема 8. Психологический климат в коллективе: управленческие аспекты
Цель: рассмотреть факторы, влияющие на психологический климат в коллективе, определить критерии положительного эмоционального фона в коллективе
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о психологическом климате в коллективе.
2. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
3. Роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе.
Темы докладов/рефератов:
· Качество трудовой жизни.
· Социально-психологический климат в коллективе.
Формы текущего контроля знаний: индивидуальное и групповое собеседование, тестирование.
Темы для самостоятельного изучения
· Совещание как вид управленческого общения
· Коммуникативное взаимодействие: структура и техника построения.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Каковы основные подходы к пониманию сущности социально-психологического климата?
2. Как характеризуется благоприятный социально-психологический климат?
3. С помощью каких приемов можно улучшить социально-психологический климат?
4. Проработать рекомендованную литературу.
5. Реферировать указанные преподавателем первоисточники.
Задание.
Упражнение «УЗНАЙТЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩИХ»
Цель: Убедить членов группы, что совершенно необходимо быть внимательным к проблемам своих служащих.
Материалы
По копии бланка «Факторы работы» для каждого участника, ручки или карандаши.
Процедура
· Всем участникам выдаются копии бланка «Факторы работы».
· Нужно оценить десять пунктов по десятибалльной системе (1 — Высшая оценка, 10 — низшая). Таким образом, будут проклассифицированы факторы, учитываемые при принятии решения о найме на работу. Результаты должны быть занесены в первую колонку.
· Покажите всем среднестатистическую оценку на плакате.
Попросите занести статистические данные во второй столбец
и подсчитать абсолютную арифметическую разность по каждому показателю (без учета положительного или отрицательного знака); результат занести в третью колонку.
· Затем попросите найти общую сумму.
Вопросы для обсуждения
1. Насколько точным оказался каждый участник? (идеальный счет 0).
2.Почему мы можем быть не в курсе предпочтений и нужд
служащих?
3. Что может каждый из нас сделать, чтобы их узнать?
Рефлексия
Какая работа прошла лучше: индивидуальная или в группах?
Какие факторы способствуют успеху группы при исполнении заданий?
Формы контроля самостоятельной работы студентов: групповое собеседование, аннотирование печатных источников, реферирование.
Основная литература: 1.
Дополнительная литература: 4,8,9.
Примерный перечень тем докладов/рефератов по дисциплине «Психология управления»
1. Теории лидерства.
2. Психологические особенности организации труда и подготовки руководителя.
3. Стратегии управленческого взаимодействия.
4. Средства управленческого взаимодействия.
5. Функция целеполагания.
6. Функция прогнозирования.
7. Функция планирования.
8. Функция организации.
9. Функция принятия решений.
10. Коммуникативная функция.
11. Функция мотивирования.
12. Функция контроля и коррекции.
13. Кадровые функции.
14. Комплексные функции управления.
15. Психологический анализ профессиональной деятельности руководителя.
16. Профессионально важные психологические качества руководителя.
17. Психология управленческих решений.
18. Групповое принятие решений.
19. Психологические особенности передачи информации исполнителям.
20. Стимулирование и контроль исполнения решений.
21. Характеристика взаимоотношений руководителей и исполнителей.
22. Влияние руководителей на эффективность групповой деятельности.
23. Положение подчиненного в малой группе.
24. Качество трудовой жизни.
25. Социально-психологический климат в коллективе.
26. Применение японских методов управления.
27. Развитие работоспособности и стрессоустойчивости работника.
28. Развитие профессионально-квалификационного потенциала. Обучение.
29. Методы обучения персонала.
30. Развитие лидерского потенциала.
Примеры контрольных работ
Контрольная работа/точка
1.Психология управления изучает следующие проблемы:
1) соответствие работника конкретной организации
2) соответствие работника его профессии
3) изучение личности работника в организации
4) профессиональный отбор
5) профориентация.
2. Объектом управленческой психологии является:
1) закономерности развития трудовых навыков
2) организованная деятельность людей
3) люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых
ориентирована на корпоративно-полезные цели
4) изучение наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных
пунктах, где протекает деятельность человека.
3.Что из перечисленных характеристик относится к понятию «руководитель» и
НЕ относится к понятию «лидер»?
1) выдвигается неофициально
2) выполняет несколько социальных ролей
3) назначается официально
4) имеет психологическую природу
5) даны права и полномочия законом.
4.Что из перечисленных характеристик относится к понятию «лидер» и
НЕ относится к понятию «руководитель»?
6) не является обладателем права полномочий
7) несет перед законом ответственность за деятельность группы
8) выдвигается неофициально
9) имеет психологическую природу
10) имеет организационную природу.
5.Какому стилю руководства соответствуют перечисленные методы управления?
1 – авторитарный; 2 – демократический; 3 – анархический
1) попустительский
2) коллегиальный
3) директивный.
6. Какой способ принятия решения предпочтительнее?
1 – коллективный; 2 – единоличный
1) для избежания субъективизма
2) для большей продуманности возможных последствий
3) в условиях дефицита времени
4) для снижения сопротивления несогласных
5) при низкой квалификации сотрудников
6) при наличии конфликтной ситуации.
7. Укажите основные направления кадровой работы руководителя:
1) формирование кадровой политики организации
2) разработка системы стандартов и критериев
3) кадровое планирование
4) набор и отбор персонала
5) четко определенна иерархия власти
6) повышение, понижение, перевод, увольнение персонала.
8. Какие пункты НЕ относятся к функциям руководителя по работе с персоналом?
1) воспитательная
2) дисциплинарная
3) профессиональная подготовка и переподготовка персонала
4) арбитражная
5) определение системы заработной платы и льгот
6) экспертная.
9. Какие из перечисленных требований предъявляются к контролю?
1) постоянство
2) тотальность
3) открытость
4) оперативность
5) формальность
10. Укажите последовательность стадий процесса принятия решения:
1) рассмотрение вариантов решений
2) принятие решения
3) изучение проблемы
4) анализ и контроль выполнения решения
5) выработка и постановка цели
6) доведение решения до исполнителей
7) выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий
принимаемых решений
8) выбор и окончательное формулирование решения.
11. Укажите особенности стратегических решений:
1) конкретизируют поступающие сверху указания
2) диктуются внешними обстоятельствами
3) определяют основные пути развития организации
4) определяют конкретные способы достижения стратегических целей.
12. Укажите особенности директивных решений:
1) предназначены для субъектов, независимых от тех, кто эти решения принимает
2) их исполнение желательно, но не обязательно
3) обязательны для исполнения
4) принимаются высшими органами управления.
13. Укажите особенности единоличных решений:
1) принимаются в условиях дефицита времени
2) принимаются в результате взаимного согласия всех участников
3) принимаются при низкой квалификации причастных к ним сотрудников
4) принимаются при наличии конфликтной ситуации.
14. Укажите условия, при которых проводят деловые совещания:
1) чтобы решить вопросы, которые не под силу одному лицу
2) приглашают всех сотрудников
3) повестку объявляют заранее
4) проект решения готовят в ходе собрания.
15. Какой из пунктов НЕ подходит к понятию функции целеполагания?
1) определяет общую направленность деятельности организации
2) регулирует характер между компонентами организации
3) индивидуальная деятельность по планированию
4) интегрирует компоненты организации в согласованную систему.
Вопросы для подготовки к зачету
1. История науки управления. Основные школы науки управления.
2. Предмет, объекты управленческой психологии.
3. Задачи и проблемы управленческой психологии.
4. Противоречия и парадоксы управления. Управление в условиях отечественного кризиса.
5. Функция целеполагания.
6. Функция прогнозирования.
7. Функция планирования.
8. Функция принятия решений.
9. Функции контроля и коррекции. Кадровые функции руководителя.
10. Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции планирования.
11. Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции организации.
12. Психологические проблемы, возникающие при выполнении мотивационной функции.
13. Психологически проблемы, возникающие при выполнении коммуникативно-регулирующей функции.
14. Психологические проблемы, возникающие при выполнении контролирующей функции.
15. Руководство и лидерство.
16. Теории и стили руководства и лидерства.
17. Стили руководства. Их характеристика.
18. Власть. Злоупотребление властью. Стратегии приобретения власти.
19. Коммуникативные умения профессионала.
20. Функции, структура, механизмы и принципы общения.
21. Имидж как средство делового общения.
22. Технологии создания имиджа.
23. Микротехника «внимательное выслушивание». Микротехника «строуксов».
24. Основные функции управленческого общения и подходы.
25. Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении.
26. Общение руководителя как обмен информацией.
27. Основные коммуникативные барьеры в управленческом общении.
28. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении.
29. Проблемы уверенности в процессе управленческого общения и пути её формирования.
30. Приёмы улучшения управленческого общения
Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины
Основная литература:
- Антонова Н. В. Психология управления [Электронный ресурс] /Н. В. Антонова . - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2010. - 272 с. - Доступ из «Университетская библиотека онлайн».
Дополнительная литература:
- Машков В.Н. Психология управления : учеб. пособие / В. Н. Машков. - 2-е изд. - СПб. : Изд.- во Михайлова В.А., 2000
- Карпов А.В. Психология менеджмента : учебник / А.В. Карпов. - М. : Гардарики, 2004 МО
- Розанова В.А.Психология управления : учеб. пособие / В. А. Розанова ; 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Альфа-Пресс, 2009
- Удальцова М.В. Социология и психология управления : учеб. пособие / М.В. Удальцова, Л.К.Аверченко. - Ростов н/Д : Феникс, 2001 Мин. труда и соц. раз-вития РФ
- Психология управления : хрестоматия: учеб пособие / ред.-сост. Д.Я Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2006.
- Королев Л.М. Психология управления : учеб. пособие / Л. М. Королев. - М. : Дашков и К, 2008.
- Урбанович А.А.Психология управления : учеб. пособие / А. А. Урбанович. - Минск : Харвест, 2005.
- Социология и психология управления : учеб. пособие / Н. А. Воеводина, И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. - М. : Омега-Л, 2011
- Руденко А.М. Управленческая психология : учеб. пособие / А. М. Руденко. - Ростов н/Д : Феникс, 2010