Тема III. Личность. Патопсихологические исследования личности.
Понятие сознания в психологии и психиатрии. Патология сознания. Психологические характеристики разных видов нарушения сознания: оглушенного, анейроидного, делириозного, сумеречного, псевдодеменции. Проблема сознания и бессознательного.
Патология восприятия. Понятие восприятия. Исследование восприятия видными отечественными и зарубежными психологами. Исследования И.М. Сеченова, В.П. Зинченко, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Нарушения восприятия. Агнозии и псевдоагнозии. Нарушения смыслового восприятия. Инактивность восприятия, обманы чувств, Иллюзии и галлюцинации. Психологические характеристики галлюцинаций. Нарушение личностного компонента восприятия. Нарушение самовосприятия. Деперсонализация. Соотношение бреда с измененным самовосприятием, мышлением, эмоциями.
Нарушения памяти. И.М. Сеченов о памяти как о «краеугольном камне психического развития». Наиболее важные вопросы патологии памяти (строение мнестической деятельности: опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания, динамика мнестического процесса, мотивационный компонент памяти). Формы нарушения памяти. Нарушение непосредственной памяти (корсаковский синдром, прогрессирующая амнезия, нарушение динамики мнестической деятельности; нарушение опосредствованной памяти, нарушение мотивационного компонента памяти). Конфабуляции, псевдореминисценции, расстройства сознания. Забывание прошлого опыта; дезориентировка во времени, в собственной личности. Мотивация и память. Забывание намерений. Динамические расстройства памяти.
Нарушения мышления и речи. Понятие мышления. Л.С. Выготский о мышлении и речи. Мышление как аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нарушения мышления. Нарушение операциональной стороны мышления. Классификация нарушений мышления (Б.В. Зейгарник). Нарушение динамики мыслительных процессов. Изменение контролирующей и регулирующей функции мышления. Нарушение мотивационного компонента мышления. Снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения. Нарушение динамики мыслительной деятельности (лабильность мышления, инертность мышления). Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления: разноплановость мышления (резонерство). Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности.
Нарушение речи как средства мышления. Неологизмы, бессвязность речи, обеднение словарного запаса, стереотипии, амнестические западения. Нарушения речи при разных психических заболеваниях.
Исследование внимания. Понятие внимания. Внимание как динамическая сторона сознания. Общие закономерности развития памяти, воображения и внимания у ребенка. И.Л. Баскакова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина о внимании. Основные характеристики внимания (устойчивость, концентрация, объем, переключаемость) и их нарушения. Снижение устойчивости внимания. Уменьшение объема внимания. Нарушение переключаемости внимания.
Исследование индивидуальных особенностей личности. Нарушения личности. Неоднозначный характер нарушения личности. Особенности патопсихологического исследования личности и патопсихологического эксперимента. Нарушение опосредования и иерархии мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов. Нарушение смыслообразования. Нарушение подконтрольности поведения. Акцентуации. Типы акцентуаций: гипертимный, шизоидный, возбудимый, эпилептоидный, циклоидный, сенситивный, астено-невротический, неустойчивый, истероидный, конформный. Взаимосвязь личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением.
Роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессах.
Рекомендуемая литература
1. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.: МГУ. 1971. – 100с.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология / Под ред. А.С. Спиваковской / – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс. 2000. – 576с.
3. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.: Педагогика. 1988. – 168с.
4. Левченко Н.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Академия. 2000. – 232с.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина. 1983. – 208с.
Дополнительная литература
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. Т.2. – М.: Педагогика. 1982. С. 5-361
2. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. – М.: Просвещение. 1989. – 95с.
3. Сеченов И.М. Психология поведения / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЕК. 1995. – 320с.
Задания для самостоятельной работы по теме III
(Личность. Патопсихологические исследования личности)
1. Изучите методику «Лесенка самооценки». Подготовьте стимульный материал. Продемонстрируйте варианты методики на семинарском занятии.
2. Изучите «Методику анализа семейного воспитания». Проведите опрос своих родителей (друзей семьи), если возможно. Сообщите о результатах исследования на семинарском занятии.
3. Организуйте дискуссию на тему: «Психологические причины отклонений в семейном воспитании».
Форма отчетности: Тест А.Р. Лурия «Пиктограмма». Подготовка, проведение.
Литература
1. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 514-521; 538-557.
2. С.Я. Рубинштейн. «Экспериментальные методики патопсихологии». М. 1999 (Тест А.Р. Лурия «Пиктограмма»).
Тема IV. Патопсихологические исследования в клинической практике.
Понятие патопсихологического исследования. Патопсихологическое исследование нарушений психической деятельности. Нозологическая диагностика. Принцип синдромного анализа в патопсихологической диагностике.
Нарушения мотивационного, операционального и динамического компонентов деятельности. Составляющие патопсихологического синдрома. Выявление патопсихологического синдрома.
Подбор экспериментальных методик. Учет системной природы психики при подборе методик и в процессе проведения исследования. Особенности обнаружения дефекта в ходе патопсихологического исследования.
Структура патопсихологического исследования. Постановка патопсихологического диагноза. Интерпретация полученных данных. Оформление результатов исследования.
Понятие функционального диагноза. Установление функционального диагноза.
Естественный эксперимент. Значение естественного эксперимента в постановке патопсихологического диагноза. Этапы постановки патопсихологического диагноза.
Психиатрическая экспертиза. Виды экспертизы. Роль социального педагога в подготовке и проведении экспертизы. Специфика патопсихологического исследования в экспертизе. Особенности процедуры экспертного оценивания и принятия окончательного решения.
Рекомендуемая литература
1. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс. 2000. С. 367-408
Дополнительная литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. – 688с.
Задания для самостоятельной работы по теме IV
(Патопсихологические исследования в клинической практике).
Литература
1.Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 426-445.
Форма отчетности:Тест «Чернильные пятна» (Роршаха). Проведение в аудитории со студентами. Курсовая работа на тему: «Чернильные пятна Роршаха». (Участвуют все студенты с целью овладевания навыками применения этого теста в курсовых и дипломных работах.
Тема V. Отклонения в психическом развитиии детей и подростков.
Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков.
Отклонения в психическом развитии детей и учащихся подростково - юношеского возраста. Влияние отклонений на формирование личности. Причины возникновения отклонений в личностном развитии. Первичные и вторичные дефекты. Частные и общие нарушения развития.
Нарушения темпа психического развития. Задержка психического развития (ЗПР). Недоразвитие психических процессов. Олигофрения. Степени олигофрении (идиотия, имбецильность, глубокая имбецильность, умеренная имбецильность, дебильность.).
Органические нарушения психики. Минимальная мозговая дисфункция. Нарушение межполушарного взаимодействия. Межполушарная дисфункция.
Расстройства речи. Алалия (моторная, сенсорная). Дислексия. Дисграфия. Дискалькулия.
Эпилепсия и эписиндром. Эпилептическая реакция. Эпилептические синдромы.
Ранний детский аутизм (РДА). Характеристика 4-х групп детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения базальной аффективной сферы.
Дисгармонические развитие личности. Нарушение эмоциональной регуляции как основа дисгармоничного развития. Психопатии. Классификация психопатий. Невропатия. Неврастения.
Невроз как проявление внутриличностного конфликта. Истерический невроз. Ритуалы. Неврозы навязчивых состояний.
Специфика нарушений в психическом развитии у подростков.
Акцентуации и психопатии. Типы подростковых акцентуаций характера (гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, конформный, неустойчивый).
Неврозы у подростков. Неврастения, фобический невроз. Нервная анорексия.
Нарушения влечений. Побеги и бродяжничество. Стремление к поджогам. Патологическое влечение к кражам. Употребление наркотических веществ. Сексуальные перверсии.
Социальная дезадаптация несовершеннолетних. Делинквентное и криминальное поведение как крайние формы социальной дезадаптации.
Аддиктивное поведение несовершеннолетних.
Литература для самостоятельной работы
1.Лебединская К.С., Никольская О.С.Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления.- М.: Просвещение, 1991.- 96с.
Дополнительная литература
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.
Задания для самостоятельной работы по теме V
(Отклонения в психическом развитии детей и подростков).
Разработайте лекцию для родителей на одну из предложенных ниже
тем:
· Неправильное семейное воспитание - одна из причин возникновения аддиктивного поведения у подростков.
· Особенности формирования личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.
· Родители и отношения детей в семье.
· Неврозы у детей и подростков.
· Особенности воспитания детей в неполной семье.
· Семья как патогенетически обуславливающий фактор неврозов у детей и подростков.
Форма отчетности: выступления и участие в дискуссиях на семинаре.
Тема VI. Патопсихологические исследования детей и подростков.
Характеристика нестандартизированных и стандартизированных методов патопсихологического исследования. Приоритет нестандартизированных методов исследования в патопсихологии.
Патопсихологический эксперимент и правила его проведения. Беседа. Особенности проведения беседы в патопсихологическом исследовании. Части беседы. Наводящие вопросы, подсказки, демонстрация действий, одобрение и т.п.
Тесты. Надежность и валидность тестов. Тест Векслера. Тест «Прогрессивные матрицы Равена». Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Опросники. Опросники открытого типа. Опросники закрытого типа. Опросники-анкеты. Личностные опросники. Типологические опросники. Опросники Г.Ю. Айзенка. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI). Опросники черт личности. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). Проективные методики. Тест тематической апперцепции (ТАТ). Тест Роршаха. Тест цветовых предпочтений Люшера. Тест Розенцвейга. Рисуночные тесты. «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Метод пиктограмм.
Рекомендуемая литература
1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической
диагностике. – СПб.: Питер. – 1999. С. 31-38, 116-117, 11-12, 10, 24, 77-80,
104-105, 137-139, 122, 123-124.
2. Левченко Н.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия. 2000. – 232с.
3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс. – 1999. С. 153-155.
Дополнительная литература
1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – СПб.: Издат. Дом «МиМ». 1999. – 224с.
2. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: МГУ. 1980. – 180с.
3. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровье. 1980. – 280с.
Задания для самостоятельной работы по теме VI
(Патопсихологические исследования детей и подростков)
Реферирование следующей литературы (по выбору):
1. Дети с нарушением общения: Ранний детский аутизм / К.С. Лебединский и др. – М.: Просвещение, 1989.
2. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.: МГУ, 1962.
3. Зейгарник Б.В., Братусь В.С. Очерки по психологии аномального развития. – М.: МГУ, 1980.
4. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.
Форма отчетности: предъявление рефератов на собеседовании по теме выбранного реферируемого источника.