Подходы к построению взаимодействия человека и организационного окружения

Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:

1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели);

2) с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения).

В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом.

Организационное окружение
Стимулирующее воздействие
Человек
Реакция на стимулирующее воздействие
Действие, поведение
Результат работы

Модель включения человека в организационное окружение

  • человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия;
  • человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия;
  • действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.

В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов; которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т. п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая — это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая — что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.

Если рассматривать, человека с организационным окружением с позиции организации то это будет выглядеть так. Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимо­действия, включает человека как элемент организации в процесс информационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организа­ции, которые она наряду с другими ресурсами использует в своей деятельности (рис.1).



 
 
Окружающая среда
Организация
Вход
  • § Человек
  • § Цели
  • § Структура
  • § Процессы
  • § Техника
 
Преобразователь
  • § Поведение
  • § Действия
 
Выход
  • Продукт
  • Услуга

Модель включения человека в организационное окружение с пози­ции организации

Для стратегического управления характерен взгляд на рассмотрение взаи­модействия человека и организации с позиции человека.

Способы установления взаимодействия человека и организации

Процесс взаимодействия человека с организационным окружением очень сложный и исключительно важный для обеих сторон. Отладить его, сделать безбо­лезненным и взаимоприемлемым очень нелегко. Входя в новую организацию че­ловек, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением, которое в свою очередь претерпевает деформацию и изменения с по­явлением нового члена, так возникает множество коллизий.

Организационное окружение

Обычно под организационным окружением подразумевается та часть орга­низации, с которой человек сталкивается во время работы. В первую очередь это рабочее место и непосредственное его окружение. Однако для большинства

Людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производствен­ный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее местоположение, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, философия организации, нормы общения, трудовые отношения, коллеги и многое другое.

Каждый член организации имеет свое собственное окружение так как:

  • во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны,
  • во-вторых, он сам обычно занимает определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет чужую работу.

Стратегическое управление невозможно без включения человека в коллек­тив. Возможности этого включения зависят не только от характеристик этого ок­ружения, но и от характеристик человека.

Наши рекомендации