Раздел 3. групповое взаимодействие
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития и т.д.).
Большинство исследователей соглашаются в том, что группы по-настоящему не существует до тех пор, пока ее члены не начнут чем-то совместно заниматься. Существует много определений того, что образует группу. Однако почти все авторы подчеркивают, что участники группы должны как минимум психологически осознавать существование друг друга и выполняемую ими совместно функцию.
Наиболее распространены классификации групп по размеру: большие, малые, микрогруппы (диады, триады); по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные и группы членства и т.д. Величина, структура и состав групп определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.
Чаще всего в литературе встречается определение и описание так называемой малой группы.
Малая группа – под ней в социальной психологии понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому между ними возникают эмоциональные отношения, вырабатываются групповые нормы и развиваются групповые интересы.
Малые группы имеют свои отличительные особенности:
· В них обычно участвует небольшое число людей – от 3 до 10, что определяет возможность личных контактов, непосредственных связей лицом к лицу, межличностного взаимодействия.
· Основанием для образования малых групп часто является чувство симпатии, единство интересов и увлечений, общие черты характера и поведения. Общая цель или задача при этом может и не присутствовать.
· Пространственное и временное соприсутствие людей. Люди находятся в личном контакте друг с другом, а значит, взаимодействуют между собой, обмениваются информацией, имеют возможность воспринимать индивидуальность других людей в группе, при этом каждый в той или иной степени проявляет собственную активность.
· Наличие в группе организующего начала.Это начало может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в этом случае можно говорить о лидере, руководителе), а может, и нет. Однако отсутствие выраженного лидера не означает, что в группе нет организующего начала. Просто в таком случае эта функция распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (то есть в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, чем другие, принимает на себя функции лидера).
· Разделение и дифференциация персональных ролей.Активность членов группы не является однородной, как количественно, так и качественно. Каждый вносит свой вклад в совместную деятельность, во взаимоотношения, играют разные роли. Стабильные ролевые отношения характерны для групп. Будут ли это официально учрежденные должности или никем специально не определенный порядок старшинства, группы людей надежно организуют себя в ролях и работают в этих рамках. Интересен тот факт, что групповая активность порождается, в основном, стараниями членов группы продвинуться или изменить назначенные им роли.
· Наличие эмоциональных отношений между членами группы,которые влияют на происходящие внутри группы процессы (групповую активность). Таким образом, формируется внутренняя структура межличностных отношений в группе. Это, в свою очередь, может приводить к разделению группы на подгруппы.
· Выработка специфической групповой культуры. Группы почти всегда управляются нормативной системой поведения и отношений. Сюда можно отнести нормы, правила, стандарты жизни, поведения, которые определяют ожидания членов группы по отношению друг к другу. Эти нормы могут быть где-то зафиксированы с помощью формального документа, а могут существовать только в сознании участников группы, но от этого они не перестают регулировать поведение людей в группе, вне зависимости от различий между ними. Например, «Мы всегда отмечаем дни рождения вместе» или «В нашем отделе не принято открыто выражать недовольство». «Нарушителей» этих норм могут подвергать достаточно жестокой обструкции, вплоть до изгнания из состава группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.
· Влияние на поведение членов группы.Ниже мы будем говорить о таких проявлениях, как групповое давление, групповое мышление или социальная леность. Все они описывают, как индивидуальное поведение человека меняется при попадании его в группу, особенно, являющуюся для него значимой (референтной).
Большая группа.
Однако можно говорить и о существовании групп другого рода, не обязательно находящихся вместе территориально. Например, группа людей определенной национальной принадлежности, возраста, социального положения (студенты), или просто имеющие общие важные интересы (например, пользователи Сети Интернет).
Взаимодействие в такой группе не обязательно должно строиться на непосредственном, личном контакте. Многие современные группы занимаются выполнением «разных вещей вместе». Они взаимодействуют посредством различных коммуникационных сетей, и могут оставаться друг для друга полностью анонимными, тем не менее они обладают возможностями, которым позавидуют и самые сплоченные реальные группы.
Коллектив – (от лат. Сollectifious – собирательный) – группа объединенных общими интересами и личными отношениями людей, достигшая в процессе совместной деятельности определенного уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся наличием общих правил взаимодействия и традиций, чувством групповой общности, высокой референтностью (значимостью мнений) членов коллектива по отношению друг к другу.
Команда – это реальная группа людей (по количеству примерно равная малой группе, а по некоторым данным, включающая до 20 человек):
q стремящихся к достижению общей цели, при этом цель команды известна всем ее участникам и всеми разделяется (принимается как значимая для себя лично);
q решающих определенные задачи как часть своих должностных обязанностей, при этом постоянно и эффективно взаимодействующих и координирующих свои усилия (и в этом смысле становящихся взаимозависимыми);
q отличительным признаком команды является то, что хотя роли между ними и распределены, но при необходимости в команде происходит автоматическая взаимозаменяемость, без специальных распоряжений. Движущей силой при этом выступает стремление достичь поставленной цели;
q При этом личные дружеские отношения не являются обязательными для эффективной команды. Приоритет отдается высокому качеству делового взаимодействия.
Нужно отметить, что в этом понимании команда не обязательно совпадает со структурным подразделением (например, отделом в компании). В одну команду могут входить люди разных специальностей и должностей, чьи постоянные рабочие места подчас находятся далеко друг от друга, если при этом они выполняют общую для всех задачу (например, работают над одним проектом с разных сторон) и для ее выполнения постоянно взаимодействуют друг с другом. Отсюда часто возникает задача создания либо сплочения команды, т.е. построение между людьми, входящими в нее, продуктивных взаимоотношений, и выработка у них навыков совместного решения проблем. Для реализации этой задачи используется специальный тренинг либо иные мероприятия.
Референтная группа – (от лат. Referens - сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Выделяют “положительные” и “отрицательные” референтные группы. К “положительным” относят те референтные группы, с которыми человек идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять. К “отрицательным” относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие. У каждого человека обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности. (например, семья, какой-либо клуб, спортивная секция, компания друзей и т.д.).
Эталоном для человека может выступать и условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т.д.).
Групповая динамика – (от греч. Dynamis – сила) – совокупность внутригрупповых процессов и явлений, характеризующих все этапы жизнедеятельности малой группы. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение, конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.
Понятие синергии.Объединенные усилия группы могут значительно превзойти усилия любого или всех членов группы, работающих в отдельности. Конечно, в некоторых группах люди не способны работать вместе; такие группы не стоят даже той волокиты, которой потребовал бы их роспуск. С другой стороны, когда люди в группе хорошо работают вместе, очень часто они получают общий результат больший, чем сумма групповых частей.
Для обозначения этого явления часто используют термин синергия. При рассмотрении системы из двух людей нам необходимо анализировать еще и третью единицу – их взаимоотношения. Добавим к этому, что если речь идет о творчестве или решении проблем, то один плюс один может равняться трем и более.
Слово «синергия» («синергетика») происходит от древнегреческого synergetikos – «согласованно, вместе действующий». Этот термин был предложен немецким физиком Германом Хакеном для обозначения научного направления, изучающего коллективное поведение элементов в открытой системе.
Стоит отметить, что синергия не всегда позитивна. Объединенные негативные отношения и пререкания недовольных членов группы способны привести к неприятностям большим, чем те, которые мог бы создать любой из членов группы сам по себе. Негативную синергию в действии иногда называют паникой или эффектом толпы.
Более подробно негативные эффекты работы в группах будут рассмотрены в разделе «Групповые нормы. Групповое давление». Пока же отметим, что в реальном групповом взаимодействии могут иметь место как позитивные, так и негативные результаты, а степень выраженности того и другого зависит во многом от зрелости группы, а также от стратегии поведения ее руководителя (или лидера).
ПОТЕНЦИАЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Группа потенциально может добиться гораздо большего, чем каждый из ее членов в сумме. Несмотря на это, группам часто не удается задействовать даже малую часть своего потенциала. Часто приходится наблюдать, что взаимодействие в группе безжизненно, направлено на защиту, не приносит удовлетворения, запутано и неэффективно. Этот недостаток дорого обходится любой организации, потому что эффективное управление предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и доводят дело до конца, невзирая на трудности.