А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя

Б. Я стараюсь добиться своего

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего

Б. Я стараюсь найти компромиссное решение

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

13. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека

Б. Я отстаиваю свои желания

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя решение спорного вопроса

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

26. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого

29. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха


Конкурен-ция Сотрудничес-тво Компромисс Избегание Приспособ-ление
1.       А Б
2.   Б А    
3. А       Б
4.     А   Б
5.   А   Б  
6. Б     А  
7.     Б А  
8. А Б      
9. Б     А  
10. А   Б    
11.   А     Б
12.     Б А  
13. Б   А    
14. Б А      
15.       Б А
16. Б       А
17. А     Б  
18.     Б   А
19.   А   Б  
20.   А Б    
21.   Б     А
22. Б   А    
  А   Б  
24.     Б   А
25. А       Б
26.   Б А    
27.       А Б
28. А Б      
29.     А Б  
30.   Б     А



Надо знать, как развивается конфликт.

1. Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или боятся четко сформулировать главную причину конфликта.

2. Определите проблему в категориях целей, а не решений; проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

3. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция — это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы — это наши желания и заботы. Именно в них — ключ к решению проблемы.

4. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента (оппонентов). «Ваша проблема — не вина других», — утверждают известные американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юри. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

5. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

6. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

7. Придерживайтесь правила «эмоциональной выдержки». Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.


Наши рекомендации