А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя
Б. Я стараюсь добиться своего
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего
Б. Я стараюсь найти компромиссное решение
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу
13. А. Я предлагаю среднюю позицию
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции
17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека
Б. Я отстаиваю свои желания
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя решение спорного вопроса
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого
26. А. Я предлагаю среднюю позицию
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого
29. А. Я предлагаю среднюю позицию
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха
№ | Конкурен-ция | Сотрудничес-тво | Компромисс | Избегание | Приспособ-ление |
1. | А | Б | |||
2. | Б | А | |||
3. | А | Б | |||
4. | А | Б | |||
5. | А | Б | |||
6. | Б | А | |||
7. | Б | А | |||
8. | А | Б | |||
9. | Б | А | |||
10. | А | Б | |||
11. | А | Б | |||
12. | Б | А | |||
13. | Б | А | |||
14. | Б | А | |||
15. | Б | А | |||
16. | Б | А | |||
17. | А | Б | |||
18. | Б | А | |||
19. | А | Б | |||
20. | А | Б | |||
21. | Б | А | |||
22. | Б | А | |||
А | Б | ||||
24. | Б | А | |||
25. | А | Б | |||
26. | Б | А | |||
27. | А | Б | |||
28. | А | Б | |||
29. | А | Б | |||
30. | Б | А |
Надо знать, как развивается конфликт.
1. Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или боятся четко сформулировать главную причину конфликта.
2. Определите проблему в категориях целей, а не решений; проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.
3. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция — это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы — это наши желания и заботы. Именно в них — ключ к решению проблемы.
4. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента (оппонентов). «Ваша проблема — не вина других», — утверждают известные американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юри. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.
5. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.
6. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
7. Придерживайтесь правила «эмоциональной выдержки». Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.