Раздел 4. МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Место и роль экспериментально-психологических методов в диагностике психических расстройств.
4.2. Классификации методов исследования
4.1. Место и роль экспериментально-психологических методов в диагностике психических расстройств.
В психиатрической литературе существуют разные точки зрения на место и роль экспериментально-психологических методов в распознавании и диагностике психических заболеваний, отражающие как недооценку, так и переоценку возможностей этих методов в решении данной задачи. Разногласия в этом вопросе обусловлены прежде всего особенностями общеклинических и психопатологических позиций психиатров, принадлежащих к разным школам и направлениям, различием их исходных психологических концепций, а также широким диапазоном и неоднородностью как самих экспериментально-психологических методик, так и принципов их применения.
В отечественной психиатрии стало традиционным широкое использование методов экспериментальной психологии в распознавании и клинико-нозологической диагностике психических болезней.
Сначала экспериментально-психологические методы выступали в качестве своего рода инструмента более утонченного психопатологического анализа, являясь его продолжением и способствуя выявлению определенных психопатологических симптомов тогда, когда их обнаружение клинико-психопатологическим методом затруднено. В этой простой вспомогательной функции психологический эксперимент вошел в клиническую практику довольно рано (его применяли В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, В.Ф.Чиж, А.И.Сербский, А.Н.Бернштейн и другие) и в настоящее время активно используется не только специалистами-психологами, но и психиатрами. В психиатрии он принимает форму "естественного эксперимента" в процессе общения врача с больным в рамках обычной клинической беседы.
В процессе многолетнего сотрудничества клиницистов и психологов разработан ряд психологических методик, оправдавших себя в психиатрической практике и прочно вошедших в арсенал рабочих приемов клиницистов-психиатров и патопсихологов (Рубинштейн С.Я., 1970).
В многообразии методических приемов, используемых для получения дополнительных дифференциально-диагностических (патопсихологических) данных в психиатрических клиниках разных стран, нашли отражение весьма различные методологические принципы создания, отбора и использования экспериментально-психологических методик (Зейгарник Б.В., 1962; 1976; Лурия А.Р., 1963; Поляков Ю.Ф., 1974).
Один из основных и наиболее плодотворных путей, по которому успешно следует патопсихология — экспериментальное изучение закономерностей измененного протекания (структуры) психических процессов — мыслительных, перцептивных, речевых, эмоциональных и т.д. — при разных видах патологии мозга и использование этих данных в качестве дополнительных клинико-диагностических критериев.
Этот подход характеризуется следующими методологическими принципами. Во-первых, экспериментальные исследования (и соответствующие им методики) не унифицированы, поскольку они предполагают своего рода "прицельность", т.е. направленность на анализ определенных видов патологии психики. Эти методики, как правило, создаются для изучения конкретных вариантов нарушения психической деятельности, хотя многие из них используются широко для выявления и других нарушений психических процессов в соответствии с поставленной дифференциально-диагностической задачей. В качестве примеров можно привести метод формирования искусственных понятий, предложенный и примененный в психиатрии в связи с гипотезой о нарушении понятийного мышления при шизофрении (Выготский Л.С, 1956), и метод классификации предметов, разработанный для изучения "категориальности" психической деятельности (процессов абстракции и обобщения), которые используются сейчас при изучении различных аспектов патологии мышления и при самых разных заболеваниях.
Во-вторых, экспериментальные методики строятся по принципу моделирования определенных (воспроизводимых и контролируемых) ситуаций, требующих от больного выполнения каких-либо заданий, в процессе которых и проявляются интересующие экспериментатора изменения тех или иных сторон психической деятельности. Например, метод исключения предмета ("четвертый лишний"), требующий от обследуемого выделить из нескольких предъявленных предметов один и аргументировать общность остальных. Этот метод моделирует деятельность, связанную с выделением существенных признаков объектов и обобщением их, что позволяет анализировать способность к отвлечению и абстракции.
В описанном подходе большое значение имеет определенный принцип анализа экспериментальных данных, органически связанный с существом самих методических приемов. Заключение экспериментатора строится на оценке не столько конечного результата (эффекта) деятельности больного, сколько особенностей выполнения экспериментального задания.
Наряду с таким "прицельным" применением экспериментально-психологических методов в психиатрической диагностике были попытки их принципиально иного использования.
В зарубежной клинической психологии значительное распространение получил подход, основанный на использовании различных "универсальных", стандартизованных методов, в основном психологических тестов, созданных, а затем привлеченных в клиническую практику, безотносительно к существу исследуемой психической патологии. Эти методы не связаны с изучением структуры самих психических процессов. Они направлены только на установление и определение выраженности тех или иных "способностей", свойств психики.
Условно эти методы (тесты) делятся на две группы — интеллектуальные и личностные.
К первой группе относятся такие известные тесты, как метод Вине (и его вариант Стенфорд — Бине), сконструированный для определения "умственного возраста" (коэффициент умственного развития — 10) детей; методика Векслера, предназначенная для оценки общего уровня интеллекта", и ряд тестов измерения специальных способностей (счетные способности, пространственная визуализация, вербальное понимание и т.п.).
Вторая группа тестов прежде всего — набор проективных методик исследования, использующих неопределенность, незавершенность стимульной ситуации для выявления некоторых индивидуальных характеристик личности. Среди них наибольшей известностью пользуется метод "чернильных пятен" Роршаха (1921) (созданный автором для изучения индивидуальных особенностей зрительного восприятия и затем примененный для оценки некоторых свойств личности), а также метод ТАТ, разработанный для диагностики индивидуально-психологических особенностей воображения (а через них — личности) при предъявлении обследуемому неоднозначных сюжетных изображений.
В последние десятилетия в психиатрии ряда стран наблюдаются снижение уровня клинико-психопатологического анализа, недооценка биологической обусловленности природы психических болезней и роли нозологического подхода в их диагностике. Довольно широкое применение проективных методов в психиатрической практике по сути дела выражает характерную для психиатрии и клинической психологии этих стран тенденцию к подмене психиатрической диагностики диагностикой психологической.
4.2. Классификации методов исследования
Для психологического исследования больных с психическими и поведенческими расстройствами используют два основных метода:
1. Клинико-психологический метод: беседа (в том числе, сбор психологического анамнеза), интервью, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
В широком понимании клинико-психологический метод позволяет изучать не болезнь, а больного, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. При этом он обращен как к настоящему, так и прошлому человека, так как личность не может быть понята вне процессов своего развития. Таким образом, клинико-психологический метод интегрирует всю доступную психологу информацию, относящуюся к генезу личности больного и патологических явлений.
Именно поэтому этот метод получил наибольшее распространение в современной медицинской психологии, особенно в школе В. М. Бехтерева - В. Н. Мясищева, традиционно апеллирующей к личности больного и его социальному функционированию. Кроме того, этот метод вместе с экспериментально-психологическим, по существу, решает основные задачи диагностики личности не только в рамках медицины, но и в смежных областях, в частности в медицинской педагогике, профотборе, профориентации, социальной психологии и других.
Важнейшей особенностью клинико-психологического метода является то, что он принципиально содержит в себе основные возможности экспериментального подхода к исследованию личности, заключенные в личностных опросниках, проективных приемах и даже в психофизиологических экспериментах, аналогом которых в клиническом методе является наблюдение за экспрессией человека. При клинико-психологическом исследовании каждый установленный факт может интерпретироваться в контексте всех сведений о больном, которыми располагает психолог, независимо от того, каким способом эти сведения получены. При этом интерпретация производится на основании не только полученной от больного информации, но и всех профессиональных знаний, всего личного жизненного опыта исследователя, необходимых для квалификации отдельных проявлений личности испытуемого и установления причинно-следственных связей (Иовлев, 1978; Вассерман с соавт., 1994).
В руках опытного патопсихолога этот метод является идеальным диагностическим инструментом, позволяющим получить информацию об испытуемом, отличающуюся как большой прагматической ценностью, так и высокой валидностью, то при недостатке квалификации неформализованный характер получаемых результатов может создавать почву для неоправданно расширительной трактовки данных, гипердиагностики, приписывания испытуемому нехарактерных для него особенностей (в том числе по механизмам проекции и контрпереноса - собственных личностных особенностей и эмоциональных состояний) (Анастази, 1982; Гуревич с соавт., 1993; Шмелев, 1996).
2. Экспериментально-психологический метод: нестандартизованные (качественные) методы, нейропсихологические методы, патопсихологические методы, стандартизованные (количественные) методы, методы исследования интеллекта, методы исследования личности и психического состояния, проективные методики, психосемантические методики.
Патопсихолог должен четко представлять возможности используемых психодиагностических методов, и в первую очередь направленность метода, а также особенности техники, процедуры психодиагностического исследования. По этим двум основаниям А.Г. Шмелевым (1996) разработана более дифференцированная классификация психодиагностических методов.
Классификация психодиагностических методов по процедуре исследования:
· Биографический метод.
В деятельности патопсихолога данная процедура предстает в виде психологического анализа истории болезни и включает в себя элементы контент-анализа и герменевтики.
Психологический анализ истории болезни состоит из следующих основных компонентов:
— изучение объективного анамнеза жизни исследуемого;
— изучение субъективного анамнеза жизни — по данным клинико-психологической беседы;
— изучение динамики психической деятельности исследуемого за время пребывания в стационаре (запись в дневниках дежурного медперсонала, дневниках истории болезни)
· Наблюдение.
Включает в себя наблюдение больного во время проведения исследования.
· Диалоговые методы.
Основной диалоговый метод — это беседа, которая при обследовании детей и подростков может дополняться различными игровыми интерактивными методами. Основные функции беседы — установление доверительного контакта с исследуемым, собирание биографических сведений, анализ субъективного отчета о динамике психического состояния, смыслового восприятия ситуации и осмысления особенностей самосознания, личностных черт, особенностей характера, эмоционального реагирования, реакции на стресс, фрустрации, конфликтов и других свойств личности.
Наблюдение, осуществляемое непосредственно связано с особенностями клинико-психологической беседы. Беседа строится обычно свободно и не директивно, неформализованно, но в ней обязательно должны присутствовать определенные компоненты. Наиболее важными из них является, во-первых, опрос испытуемого по пунктам, имеющим значение для производства исследования: анамнез жизни, особенности самосознания, динамика психического состояния, отношение к ситуации исследования и т.п.; во-вторых, моделирование в рамках беседы разных ситуаций диалогового взаимодействия с регистрацией поведения испытуемого.
Следует отметить, что эффективность наблюдения зависит от многих факторов, наиболее существенными из которых являются: квалификация психолога; личность испытуемого — например, легче наблюдать экстравертированных, нежели интравертированных испытуемых; природа черт личности — так, явные черты, такие как импульсивность, властность, оцениваются точнее, чем скрытые черты — такие, как объективность-субъективность и др. Это обстоятельство определяет еще одну необходимую функцию наблюдения — формулировку гипотез, которые могут подвергаться экспериментальной проверке и требуют применения соответствующих методов исследования.
· Объективные тесты.
Характеризуются наличием правильных или нормативных ответов. В деятельности психолога обычно используются психометрические методы (типа тестов Векслера, Равена), позволяющие измерить уровень интеллектуального развития, классические патопсихологические методы исследования познавательных процессов — внимания, памяти, мышления (10 слов, Опосредованное запоминание по Леонтьеву, Пиктограмма, Классификация предметов, Исключение понятий, Исключение предметов, Сравнение понятий, Аналогии, Счет по Крепелину, Проба Бурдона, Отсчитывание, Таблицы Шульте и др. [3,8]), с акцентом на качественный анализ данных, отличающихся от нормативных.
· Стандартизированные самоотчеты.
— Тесты-опросники. Опросники могут основываться на клини-ю-психологической типологии личности (ММР1), типологии черт личности (16-факторный опросник Кеттелла), характера (опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко), темперамента (опросник Стреляу, ЕР1 Айзенка), отдельных черт личности и психических состояний (опросник субъективной локализации контроля Роттера, агрессии Басса-Дарки, тревожности Спилбергера и др.).
— Субъективное шкалирование. Чаще всего в судебно-психоло-гической экспертизе применяют шкалы самооценки по Дембо-Ру-бинштейн или более сложные техники выявления личностных конструктов по Келли (репертуарные решетки и др.).
· Проективные техники.
— Классическая словесная апперцепция. От испытуемых требуется дать вербальное описание достаточно неструктурированного неопределенного стимульного материала или составить на его основе рассказ (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера и др.).
— Проективное предпочтение. Методы, основанные на выборе испытуемым одного или нескольких из предлагаемых стимулов (цветовой тест Люшера, тест Сцонди, цветовой тест отношений А.Эткинда и др.).
— Рисуночные тесты. Чаще всего используются рисунок человека, несуществующего животного, семьи. Применяется достаточно унифицированная стандартизированная схема интерпретации. Эффективен при работе прежде всего с детьми и подростками.
— Полупроективные тесты. К ним можно отнести тест Розенцвейга, методы незаконченных предложений, Пиктограмму.
· Анализ продуктов спонтанного творчества.
Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.
Классификация методов по объекту психодиагностики:
· Индивидуально-психологические особенности:
— Темперамент (опросник Стреляу, опросник Айзенка).
— Характер (опросник Шмишека, ПДО).
— Черты личности (опросник Кеттелла).
— Интегративные типы личности (ММР1).
· Отдельные психические функции (патопсихологические методы исследования внимания, памяти, мышления).
· Функциональные и эмоциональные состояния (тест Люшера).
· Интеллект (тест Векслера, матрицы Равена и др.).
· Самосознание и самооценка (Репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн).
· Ценности, социальные установки (тест Рокича).
· Эмоционально-мотивационная сфера (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.).
· Саморегуляция (методика «Уровень притязаний» Хоппе, субъективная локализация контроля Роттера).
При выборе конкретных методов психодиагностики важно учитывать и такую характеристику тестов, как экологическая репрезентативность, т.е. приближенность эксперимента к реальным условиям существования человека.
Так, если патопсихолога интересует общее интеллектуальное развитие испытуемого, то он будет применять методы, направленные на изучение уровня обобщения и абстрагирования, в то же время исследование проявлений мыслительных способностей в реальной жизни требует изучения и ориентировки испытуемого в практических ситуациях, общей осведомленности.
При необходимости клинической диагностики испытуемого можно применять такие методы, как тест Роршаха с искусственным стимульным материалом, а для исследования взаимодействия личности с ситуацией более адекватными являются методики со стимульным материалом, близким к тому, с чем сталкивается человек в обыденной жизни — например, тест Розенцвейга выявляет особенности поведения испытуемых в конфликтных ситуациях, при фрустрирующих обстоятельствах; опросник Кеттелла построен на альтернативном выборе вариантов поведения в реальных жизненных ситуациях.
Литература:
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 389 с.
2. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996. – 234 с.
3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М, 2006. – 248 с.
4. Сафуанов Ф.С. Проблемы нормы и патологии в судебной психиатрии /Вопросы общей и пограничной психиатрии. – Екатеринбург, 1995. – С. 123-127.