Тема № 7. Характеристика современного психологического сообщества
Психологические центры России. Основные общественные психологические организации, направления и принципы их деятельности. Российское психологическое общество. Московское психологическое общество. Общество психологов силовых структур.
Формы деятельности психологического сообщества (съезды, конференции, семинары). Лидеры современного психологического сообщества. Зарубежные и международные психологические организации.
Печатные органы психологического сообщества. Источники информации о работе российского психологического сообщества.
Тема № 8. Профессионализация личности психолога: модель, этапы, кризисы
Проблема профессионализации личности в психологии. Профессионализм и динамика его развития. Модель профессионала-психолога. Основные этапы профессионализации личности. Научные основы, структура и содержание профессиональной ориентации, профессионально - психологического отбора и сопровождения кадров. Кризисы профессионализации.
Тема № 9. История развития и состояние современного психологического образования
История становления, развития и основные тенденции психологического образования в России. Отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов. Университет как структурное звено образовательной системы.
Государственный образовательный стандарт. Специальности и специализации по психологии. Учебный план подготовки и требования к выпускнику. Технология подготовки психолога. Характеристика и последовательность изучения учебных дисциплин.
Место и роль учебной деятельности в достижении профессиональной компетентности психолога. Формы и методы реализации студентами своего научно-исследовательского потенциала.
Тема № 10. Перспективы и ориентиры профессиональной карьеры психолога
Перспективы вузовской и послевузовской подготовки психолога. Сущность Болонского процесса. Типовые должности академического и практического психолога. Ученые степени и звания. Почетные звания. Формы профессиональной активности психолога.
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет без оценки | |||
1 семестр | |||||||
Тема № 1. Особенности профессии психолога. Ипостаси и миссия психологии | |||||||
Тема № 2. Психология в системе научного знания: история, состояние развития, научные направления и школы | |||||||
Тема № 3. Основные научные понятия и объяснительные принципы психологии | |||||||
Тема № 4. Методы современной психологии | |||||||
Тема № 4а. Психология в системе научного знания | |||||||
Тема № 5. Сферы и виды психологической практики | |||||||
Тема № 6. Содержание и специфика профессиональной деятельности психолога | |||||||
Тема № 7. Характеристика современного психологического сообщества | |||||||
Тема № 7а. Современное состояние практической психологии | |||||||
Тема № 8. Профессионализация личности психолога: модель, этапы, кризисы | |||||||
Тема № 9. История развития и состояние современного психологического образования | |||||||
Тема № 10. Перспективы и ориентиры профессиональной карьеры психолога | |||||||
Тема № 10а. Диагностика профессиональной пригодности психолога | |||||||
Зачет без оценки | |||||||
Итого за 1 семестр: | |||||||
Всего по дисциплине |
Семинар по теме № 4а. Психология в системе научного знания
Доклад:Ипостаси психологии.
Вопросы:
1. Характеристика психологии как науки
2. Структура современной психологии.
3. Основные направления и научные школы в психологии.
Рекомендуемая литература:
1.Вачков И.В., Гришпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2003.
2. Карандашев В.Н. Введение в профессию психолога. М., 2005.
4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с коммент. по курсу "Введение в психологию". М.: Смысл, 2005.
Семинар по теме № 7а. Современное состояние практической психологии
Доклад: История развития практической психологии и ее современное состояние
Вопросы:
1. Сферы и виды деятельности практического психолога
2. Содержание психологической помощи человеку
3. Этические нормы деятельности психолога
Рекомендуемая литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Академия, 2004.
2. Вачков И.В., Гришпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2003.
3.Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. М., 2007.