Тема № 6. Техники транзактного анализа в индивидуальной психологической помощи.
Техники определения эго-состояний: особенности проявлений состояний взрослого, родителя (заботящегося и воспитывающего; гневного, критикующего и контролирующего), ребенка (адаптированного; экспрессивного и свободного). Позитивные и негативные состояния. Показатели эго-состояний: содержание высказываний, тональность голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Упражнения для диагностики собственных эго-состояний: 1) «примеры из жизни», 2) «побывай в состоянии», 3) «воспоминания о состояниях», 4) составление «эгограммы», 5) критика «эгограммы», 6) анализ поведенческих факторов эго-состояний, 7) «реакции на транзакции», 8) исторический анализ эго-состояний, 9) «Я человек, который…».
Техники определения транзакций: 1) слова-стимулы и слова-реакции в параллельных транзакциях (В-В, Ро-Ре); 2) беседа в параллельных транзакциях; 3) смена позиций в беседе на параллельных транзакциях; 4) беседа втроем (Ро-В-Ре); 5) беседа в случайных транзакциях (техника «Угадай транзакцию»); 6) беседа в пересекающихся транзакциях.
Техника поглаживания: 1) примеры поглаживаний (позитивные уловные и безусловные, негативные условные и безусловные); 2) цепочка поглаживаний; 3) беседа вчетвером (фиксированные поглаживания); 4) просьба о поглаживании; 5) разработка собственного «профиля поглаживаний»; 6) «карусель самопоглаживаний».
Техники структурирования времени: 1) схема структурирования времени; 2) беседа со структурированием времени.
Техники определения жизненного сценария: 1) «описание собственного сценария»; 2) «расшифровка сценария»; 3) «резиновая лента»; 4) «сценарная матрица»; 5) «ломка паттернов сценарного процесса»; 6) «обнаружение драйвера»; 7) «биографический анализ».
Техники работы с игнорированиями: 1) «думаем по-марсиански»; 2) «матрица игнорирования».
Техника работы с мировосприятием и искажениями: 1) «клиент, адвокат, наблюдатель».
Техники работы с симбиозом: 1) физическая поддержка; 2) социальная поддержка; 3) психологическая поддержка.
Техники работы с системой рэкета: 1) тупиковые ситуации; 2) аутентичные чувства; 3) анализ собственного рэкета; 4) «коллекция марок»; 5) анализ собственной системы рэкета.
Техники анализа игр: 1) описание ситуации по формуле И; 2) «девиз на футболке»; 3) стадии игры: преследователь, жертва, спаситель; 4) «аутентичность и игра»; 5) «загадочные вопросы».
Техники на изменение контракта: 1) «что Вы хотите в себе изменить?»; 2) трансформация изменения в позитивное; 3) конкретизация изменения; 4) упрощение изменения; 5) цена изменения; 6) шаги по достижению изменения; 7) кто (что) поможет мне измениться.
Тема № 7. Техники транзактного анализа в групповой психологической помощи.
Групповая психотерапия с точки зрения транзактного анализа: общие положения, подготовка психолога и группы, начало взаимодействия.
Методы групповой работы в транзактном анализе:
- группы первого типа – рациональная терапия (психолог и члены группы в эго-состоянии взрослого);
- группы второго типа – поддерживающая терапия (психолог – родитель, члены группы – адаптивные дети);
- группы третьего типа – конфликтная терапия (психолог – взрослый, члены группы – экспрессивные дети);
- группы четвертого типа – эмоциональная терапия (психолог – взрослый, члены группы – взрослые, контаминированные детьми).
Размещение членов группы в процессе транзактной терапии. Фазы групповой терапии в транзактном анализе. Техники работы на первой встрече. Техники проявления аутентичных чувств. Принцип власти и схема формальных и неформальных властных полномочий в транзактном групповом анализе. Групповая структура и групповая динамика в процессе группового транзактного анализа. Итоги групповой психотерапии.
Тема № 8. Взаимосвязь транзактного анализа и других концепций психологической помощи.
Транзактный анализ и психоанализ.
Транзактный анализ и экзистенциальная психология.
Транзактный анализ и гештальт-психология.
Транзактный анализ и психодрама.
Транзактный анализ и когнитивно-поведенческая психология.
Транзактный анализ и клиент-центрированная психотерапия.
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет с оценкой | |||
9 семестр | |||||||
Тема № 1. Личность и социальное взаимодействие в транзактном анализе. | |||||||
Тема № 2. Анализ транзакций и типология коммуникаций. | |||||||
Тема № 2а. Анализ транзакций и типология коммуникаций. | |||||||
Тема № 3. Теория сценариев в транзактном анализе. | |||||||
Тема № 4. Теория игр в транзактном анализе. | |||||||
Тема № 4а. Теория игр в транзактном анализе. | |||||||
Тема № 5. Психодиагностика в транзактном анализе. | |||||||
Тема № 5а. Психодиагностика в транзактном анализе. | |||||||
Тема № 6. Техники транзактного анализа в индивидуальной психологической помощи. | |||||||
Тема № 6а. Техники транзактного анализа в индивидуальной психологической помощи. | |||||||
Тема № 7. Техники транзактного анализа в групповой психологической помощи. | |||||||
Тема № 7а. Техники транзактного анализа в групповой психологической помощи. | |||||||
Тема № 8. Взаимосвязь транзактного анализа и других концепций психологической помощи. | |||||||
Тема № 8а. Взаимосвязь транзактного анализа и других концепций психологической помощи. | |||||||
Зачет с оценкой | |||||||
Итого за 9 семестр: | |||||||
Всего по курсу: |