Взаимодействие или человеческие отношения в организации.
Лояльность.
Одновременно инструмент управления человеческими отношениями в организации, как одна из составляющих культуры, и результат благоприятного развития человеческих отношений.
Понимание лояльности может меняться:
- от формального соблюдения законности,
- через готовность учитывать интересы организации
- к эмоциональной вовлеченности и интересу
- гордости за организацию и свою причастность к ней, к ее делам
- идентификации себя с организацией
- готовности поступиться собственными интересами ради нее.
А затем к преданности организации – «для меня нет лучше организации»
И организационному патриотизму - «в мире нет лучшей организации, и кто усомниться…»
По мнению М.И. Магуры (1998), лояльность является составной частью приверженности.
Приверженность работников своей организации является психологическим состоянием, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как воспринимают организацию. Приверженность организации предполагает:
· Идентификацию (гордость организацией, присвоение работниками организационных целей);
· Вовлеченность (желание принимать личные усилия, вносить свой вклад как член организации для достижения ее целей);
· Лояльность (эмоциональная привязанность к своей организации, желание оставаться ее членом).
В другой своей статье (1997) он пишет, что лояльность – это готовность всегда отстаивать интересы своей организации.
К.В. Харский (2003) считает, что лояльность сотрудника - это способность и готовность смириться с одними требованиями и глубоко принять другие. Лояльность , или на уровне обыденного сознания – верность, сопровождает человека всю жизнь. Основа лояльности – желание быть полезным, избегание того, что может навредить, демонстрация приверженности. К.В. Харский выделяет следующие атрибуты лояльности, такие как:
1. честность по отношению к объекту лояльности;
2. верность;
3. разделение с объектом лояльности основных убеждений, ценностей;
4. радение за успех объекта лояльности;
5. открытая демонстрация лояльности к кому-либо или чему-либо;
6. готовность предупредить об опасности;
7. готовность идти на жертвы, если это необходимо объекту лояльности;
8. чувство гордости за свою компанию, гордость за принадлежность к числу ее сотрудников;
9. стремление наилучшим образом выполнить миссию, возложенную на человека объектом лояльности.
С. Гармаева выделяет дополнительные атрибуты лояльности:
1. идентификация сотрудников с организацией, ощущение сотрудником себя как частицы крупной системы;
2. готовность сотрудника выполнять свои обязанности;
3. сотрудник способен терпеть ограничения, накладываемые организацией;
4. соблюдение норм, инструкций.
Лояльные сотрудники используют все резервы и ресурсы для достижения максимальных результатов в работе.
6. Гибкое применение различных видов власти и влияния.
Власть представляет собой явление многомерное.
Макс Вебер: “Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается”
Политолог Р. Э. Дал: “Мое интуитивное представление о власти выглядит примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать».
Для успешного воздействия на мотивационную основу другого человека применяющий власть должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, т. е. средства подкрепления, с помощью которых он сможет обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его. Такие ресурсы, особые для каждого мотива, мы будем называть источниками власти.
1. Власть принуждения, или наказания (coercive power). Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия ущемлением удовлетворения того или иного мотива, и, во-вторых, того, насколько А сделает неудовлетворение мотива I зависящим от нежелательного поведения В. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В результате угрозы наказания суживается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически, например, когда ребенка, который не хочет ложиться спать, бьют или насильно укладывают в постель.
- Власть вознаграждения (reward power).
Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.
3. Нормативная власть (legitimate power). Речь идет о принятых В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
4. Власть эталона, авторитета (referent power). Основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.
5. Власть эксперта, знатока (expert power). Ее сила зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
6. Информационная власть (informational power). Имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить В увидеть последствия своего поведения в новом свете.
7. Власть, основанная на различных видах влияния.
8. Власть договорных отношений (добровольных обязательств).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.
Организацию как совместную деятельность людей по достижению ими целей можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных единиц. Эффективное управление - умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц. В этой связи любое совершенствование организации всегда связано со структурированием и регулированием отношений между организационными единицами.
ОТНОШЕНИЯ – нейтральный термин, описывающий все формы взаимодействия людей. Отношения могут быть:
¡ Формальными/неформальными
¡ Личными (эмоциональными)/деловыми
¡ Целенаправленными/дополняющими
¡ Внутриорганизационными/ внешними
Для подбора эффективного инструментария поддержания отношений первостепенное значение приобретают вопросы диагностики и объяснительной оценки природы и характера отношений, возникающих в данный период развития организации.
Проблемы и поведенческие тенденции могут объясняться сущностью отношений.
Будем различать следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия людей и групп в организации:
1. Отношения силы и зависимости. Люди, работающие в организации, до определенной степени оказывают влияние на поведение друг друга, пытаясь усилить, расширить собственные возможности и способности в этой области, а также усилить собственные позиции.
2. Отношения при ведении переговоров. При принятии решений о распределении недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.
3. Деловые (“инструментальные”) отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении “средств производства” друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп. В этой связи взаимозависимость групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации.
4. Социо-эмоциональные отношения, которые проявляются в отдельные периоды в форме симпатий и антипатий (чаще – лица к группе и к организации).
Отношения также можно рассматривать по степени увеличения или убывания формальности, официальности:
Тип отношений | Формальные должностные | Формальные деловые | Полу-формальные | Неформальные деловые | Неформаль-ные личные |
Основа | Положение структуре организации | Достижение общих целей, совместные проекты | Информаци-онный обмен, сила и зависимость | Взаимопомощь, взаимо- поддержка, клановость | Эмоционально-личностные связи |
Указанные типы отношений имеют соответствующие тенденции и центральные проблемы. В основе всех типов отношений лежит коммуникация.
Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают серьезное влияние на поведение индивидов и групп. Эффективный обмен информацией необходим на всех этапах деятельности и во всех подразделениях организации для достижения намеченных целей.
В данном контексте коммуникации — контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации.
Виды коммуникаций в организации
По субъекту и средствам коммуникаций | • Межличностные • Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий |
По форме общения | • Вербальные • Невербальные |
По каналам общения | • Формальные • Неформальные |
По организационному признаку (по пространственному расположению каналов) | • Вертикальные • Горизонтальные • Диагональные |
По направленности общения | • Нисходящие • Восходящие |
Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
В коммуникации всегда участвуют, по крайней мере, два лица — отправитель и получатель.
Отправитель — это любой индивид (сотрудник, менеджер), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации. Кодирование — перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык коммуникации.
Сообщение — информация, которую отправитель передает желаемому получателю, формируется в результате кодирования. Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
Каналы, по которым передается сообщение в организации, различны. Информация может передаваться путем личного общения, телефонных переговоров, групповых встреч, передачи сообщений по факсу, докладных и служебных записок, документов, графиками производства и отгрузки продукции и т.д.
Получатель — индивид, воспринимающий сообщение отправителя.
Декодирование — процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму.
Коммуникация успешна, когда получатель получил и понял отправленное сообщение. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация. Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение.
Результаты декодирования зависят от навыков, установок, знаний, ожиданий, социокультурной среды получателя.
Когда адресат, получивший сообщение, отвечает отправителю, роли сторон изменяются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение. В этом случае устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.
Эффективность межличностных коммуникаций зависит, прежде всего, от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято получателем. Именно наличие обратной связи превращает коммуникацию в двусторонний процесс.
Обратная связь — присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.
Получатель должен быть убежден в компетентности от правителя. В зависимости от своей компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.
Доверие получателей к отправителю как к руководителю, так и к личности — также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.
Люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.
На эффективность межличностных коммуникаций влияет совместимость любого рода. Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении разрушают коммуникацию.
Коммуникация проявляется в формах управленческих распоряжений, собраний, совещаний, и особо значимых для управления организационным поведением - общения и делового общения
ОБЩЕНИЕ - особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей; сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый различными потребностями, и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека человеком.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - это психологическое взаимодействие людей, так или иначе направленное на реализацию задач, стоящих перед ними в их совместной деятельности. Основной формой делового общения выступает деловая беседа или переговоры.
«Деловая беседа» понимается как устный контакт между партнерами, которые имеют необходимые полномочия для проведения подобной встречи и разрешения конкретных проблем.
Целью деловой беседы может быть
· согласование позиций,
· выработка общей точки зрения,
· принятие решения,
· разрешение конфликтной ситуации и т.д.
Принято делить процесс переговоров на несколько этапов:
I. Подготовительный этап: Цели и интересы сторон, договоренность о проведении встречи, место и время, устраивающие всех участников, условия, имидж, психологические настройки.
П. Собственно деловая беседа .
Начало:
1. Вступление в контакт. Кроме взаимооценки партнера, установления личностного плана отношений, здесь же уточняются цели, принимается основной регламент беседы и проговариваются (по необходимости) другие процедурные вопросы.
Обмен информацией или презентация точек зрения:
2. Сбор информации или ориентация в проблеме:
· выясняем точку зрения на проблему партнера (условия эффективного восприятия речи, техники активного слушания);
· затем сообщаем свои предложения - ориентируем партнера.
Обсуждение:
3. Аргументируем свои предложения (используя техники аргументации).
4. Контраргументация - выдвигаем контраргументы, опровергаем позицию партнера (использование риторических приемов или техники открытого диалога). Отвечаем на вопросы и замечания.
5. Формулировка итоговых предложений и нейтрализация возражений.
Решение проблемы:
6. Принятие решения (техники ведения дискуссии и принятия группового решения).
7. Заключение соглашения (конкретного о каких-либо услугах, оплате, поставках и т.п. или в принципе: о продолжении взаимодействия, о намерениях и т.д.).
Завершение:
8. Завершение беседы. (При любом повороте событий важно оставить у партнера хорошее впечатление о себе как человеке и представителе определенной организации, стороны, чтобы в дальнейшем иметь возможность поддерживать отношения).
Ш. Выполнение принятых соглашений. (Возможность взаимного контроля и гарантии выполнения оговариваются заранее). Необходимо поддерживать у партнера желание выполнять принятые соглашения, опираясь на мотивы и стимулы, значимые для партнера.
Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми.
Коммуникация (человеческие отношения) в организации является основой эффективного организационного поведения сотрудников и групп.