РАЗДЕЛ 4. Организационное поведение как фактор социального взаимодействия
Организация как социальная система. Организационное поведение. Личность в организации. Качества руководителя и исполнителя. Корпоративная культура организации.Конфликты в организации.Трудовой коллектив. Карьера: виды, модели. Планирование и этапы деловой карьеры.
Организация как социальная система.
Организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур на основе специализации или разделения труда. Организация – одна из наиболее развитых социальных систем.
Общими признаками организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.
Рассматривая организацию как социальную систему, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других. Это цель, миссия,видение,структура. Так, выделяются три основных типа организационных структур: линейная; функциональная; адаптивная.
Организационное поведение.
Организационное поведение- область знаний, дисциплина, изучающая поведение людей и групп в организациях с целью нахождения наиболее эффективных методов управления ими для достижения цели организации. Организационное поведение, занимается формированием поведенческих моделей, разработкой навыков управления поведением, практическим использованием полученных навыков.
Основными практическими задачами организационного поведения является:
- формирование базовых теоретических представлений о поведении человека в организации;
- определение путей повышения эффективности трудовой деятельности человека, как в индивидуальном, так и в групповом режиме;
- изучение методов описания работников и группы, умение хвалить себя;
- выработка организационной культуры и управленческого имиджа.
На организационное поведение оказывают влияние внутренние (субъективные) и внешние (объективные) факторы.
Существуют следующие модели организационного поведения: авторизации, опеки, поддерживающая, коллегиальная.
Характеристика моделей представлена в таблице 1.
Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций.
Таблица 1.
Модели организационного поведения
Характеристики | Авторизации | Опеки | Поддерживающая | Коллегиальная |
Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат | Зависимость от непосредственного начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | В существо- вании | В безопасности | В статусе признании | В самореализации |
Участие работников в процессе труда | Минимальное | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
В зависимости от того, как сочетаются основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре типа поведения человека в организации.
Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Второй тип поведения («приспособленец»)характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Третий тип поведения («оригинал») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Четвертый тип поведения («бунтарь»)характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.
Личность в организации.
Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений.
Индивидуальность- это тип относительно устойчивого проявления того, как человек думает, чувствует, видит себя.
Структура личности. К.К. Платонов выделил в структуре личности четыре подструктуры или уровня:
1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);
2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);
3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);
4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения).
Дополнительные характеристики личности.
1)Локус-контроль - качество характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным усилиям.
2) Самооценка.
3) Потребность в достижении причастности власти.
4) Склонность к риску.
5) Авторитарность.
6)Позиции человека.
7)Уровень притязания.