Лидерство и типология лидерства.

С проблемой психологического влияния пересекается феномен лидерства. По мнению современных исследователей, лидерство – это убеждение, а не господство. Люди, которые могут требовать от других людей выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, не лидеры.Лидерство – способность оказывать влияние на индивидов и групп людей, их поведение, вести за собой к достижению целей.

Черты эффективного лидерства: видение, доверие, коммуникации, гибкость.

В настоящее время разводят понятия «лидерство» и «руководство», хотя долгое время они понимались как синонимы.

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственное решение в значимых для нее ситуациях. Иногда власть лидера основана на авторитете, который определяется как вид влияния на людей, выражающийся в способности человека направлять поступки и мысли других людей, не прибегая к принуждению.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, т.е. это система постоянно применяемых методов руководства. Существуют следующие стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный (попустительский).

Типология лидерства. Естественно, что ни эта схема, ни какая-либо другая не могут охватить все стороны и все проявления стилей лидерства. Можно идти по пути еще большего усложнения схемы, что и делается в практике экспериментальных исследований. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.

Согласно модели Ф.Фидлера различаются: руководитель, "ориентированный на задачу", и руководитель, "ориентированный на межличностные отношения". Существует один,максимально эффективный стиль лидерства – адаптивный,т.е. ориентированный на реальность, на ситуацию и людей. Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.

Социальные психологи (Р. Зиллер и др.) разработали следующую психологическую типологию личности лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции.

Аполитичные лидеры – это деятели с высокой самооценкой и вы­сокой сложностью Я-концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции.

Лидеры-прагматики. Это лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, способные прислушиваться к мнениям других людей и модифицировать свое поведение на основе обратной связи.

Лидеры-идеологи. Лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, слабо реагирующие или не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна («упертые»).

Недетерминированные лидеры – это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, интенсивно реагирующие на узкий круг социальных стимулов.

Темы заданий по 3 разделу

1. Характеристика понятия «социальная группа». Малая группа и ее структура.

2. Классификация малых групп.

3. Понятие и отличительные характеристики команды. Типы команд.

4. Этапы формирования команды.

5. Типология командных ролей.

6. Власть как психологическое явление.

7. Теории лидерства.

8. Руководство и стили руководства.

9. Типология лидерства.

10. Личные черты лидера.

Список литературы к разделу 3

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.– 5-е изд., перераб. и доп.– М.: Аспект-Пресс, 2013. – 363 с.

2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие.– М.: Финансы и статистика, 2011.– 224 с.

3. Ефимова Н. С., Литвинова А. В. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2012.– 448 с.

4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2012.– 318 с.

5. МайстерД.Делай то, что проповедуешь. Что руководители должны делать для создания организационной культуры, нацеленной на высокие достижения.Practice What You Preach: What Managers Must Do to Create a High Achievement Culture. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 164 с.

6. Пфеффер Дж. Власть и влияние. Политика и управление в организациях.– М., 2009.– 512 с.

7. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова, 9-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФА-М. – 2013.- 547 с.

8. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 608 с.

9. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство: учебник для слушателей, обучающихся по программам "Мастер делового администрирования": Пер. с английского. СПб.: Питер, 2011. – 315 с.

Наши рекомендации