Семинарское занятие по теме № 10а. Теория когнитивно-поведенческой терапии.
Доклад:Методологические основы когнитивно-поведенческой концепции.
Содоклад:Цели работы с клиентом в рамках когнитивно-поведенческой терапии.
Вопросы для обсуждения:
1. Функциональный анализ проблемных зон клиентов на начальных этапах работы (СРП-анализ).
2. Особенности сбора информации и источники, используемые для сбора информации.
3. Специфика определения целей консультирования в рамках данного подхода, направления работы с клиентом по достижению этих целей.
Рекомендуемая литература:
1. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. – М.: Изд-во Ось-89, 2004. – 189с.
2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб.: Изд-во Питер Ком. 2004. – 582с.
3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999. – 752с.
4. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С, Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс 2000. – 624с.
5. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
Практическое занятие по теме № 10б. Когнитивно-поведенческая концепция в психологической помощи.
Вопросы для практической отработки:
1. Репетиции поведения и тренинг ассертивности.
2. Методы использования позитивного и негативного подкрепления.
Рекомендуемая литература:
3. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. – М.: Изд-во Ось-89, 2004. – 189с.
4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб.: Изд-во Питер Ком. 2004. – 582с.
5. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999. – 752с.
6. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С, Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс 2000. – 624с.
7. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
Практическое занятие по теме № 11а. Методы символдрамы.
Вопросы для практической отработки:
1. Кататимное переживание образов и способы его применения.
2. Стандартные символы и их интерпретация: луг, ручей, море, гора, дом, лес.
Практическое занятие по теме № 12а. Методы нейролингвистического программирование.
Вопросы для практической отработки:
1. Изменение личностной ориентации и организации.
2. Синхронизация с клиентом и техники присоединения.
3. Использование кинестетического якоря.
Рекомендуемая литература:
1. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: нейролингвистическое программирование.- Воронеж: НПО «Модэк», 1994. – 239с.
2. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. – М.: Изд-во Ось-89, 2004. – 189с.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб.: Изд-во Питер Ком. 2004. – 582с.
4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999. – 752с.
5. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С, Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс 2000. – 624с.
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1
1. Подходы к классификации и типологии концепций психологической помощи.
2. Система методов психологической помощи.
3. Последовательность и методы работы с клиентом в рамках психоаналитической концепции психологической помощи.
4. Защитные психические механизмы как предмет исследования в классическом психоанализе З.Фрейда.
5. Проблемы личностного роста в детстве и в юности и оказание психологической помощи по их преодолению в психоаналитической концепции.
6. Внутриличностные конфликты и их разрешение в психоаналитической концепции психологической помощи.
7. Тревожность и враждебность как предмет анализа в психоаналитической концепции психологической помощи.
8. Комплекс неполноценности и стремление к власти как предметы анализа в индивидуальной психологии А. Адлера.
9. Критерии, показатели и механизмы формирования личностных нарушений в концепции К. Хорни.
10. Анализ архетипов в концепции психологической помощи К. Г. Юнга.
11. Специфические особенности гуманистической концепции оказания психологической помощи.
12. Методы и этапы работы с клиентом в гуманистической концепции оказания психологической помощи.
13. Представления о жизненном пути личности, целях и способах оказания психологической помощи в рамках экзистенциального подхода И. Ялома и Р. Мэя.
14. Отчужденность человека от собственной жизни и ее преодоление в экзистенциальной концепции психологической помощи.
15. Смерть как фактор экзистенциального кризиса. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзистенциального кризиса, связанного со смертью.
16. Свобода человека в мире как источник экзистенциальных кризисов. Основные методы работы с клиентом при наличии предельных беспокойств, связанных со свободой.
17. Изоляция как данность человеческого существования. Основные методы работы с клиентом при экзистенциональных проблемах изоляции.
18. Идеи о личностном развитии А. Маслоу и их использование в психологическом консультировании.
19. Представления о причинах личностных расстройств, цели и методы оказания помощи клиенту в рамках клиент-центрированного подхода К. Роджерса.
20. Эриксоновский гипноз как метод психологической помощи и его концептуальные основы.
21. Психосинтез Р. Ассаджиоли как концепция и метод оказания психологической помощи.
22. Символдрама как метод оказания психологической помощи и ее концептуальные основы.
23. Концептуальные основы логотерапии В. Франкла и основные методы работы с клиентом в рамках данного направления.
24. Бессмысленность как данность человеческого существования. Помощь клиенту в поиске смысла жизни.
25. Основные цели и методы работы с клиентом в рамках поведенческого консультирования.
26. Методы подкрепления, используемые в поведенческом консультировании.
27. Цели и концептуальные основы работы с клиентом в рамках гештальт-терапии.
28. Техники воздействия, используемые в гештальт-терапии.
29. Механизмы нарушения процесса саморегуляции и их преодоление.
30. Концептуальные основы и методы работы с клиентом в рамках нейролингвистического программирования.
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
1. Сущность, история и специфика возникновения основных концепций и методов психологической помощи.
2. Проблема абсолютизации подходов к проблеме психологической помощи.
3. Проблема степени достоверности психологического знания при оказании психологической помощи.
4. Ограниченность отдельных подходов к психологической помощи и ее преодоление.
5. Методы познания, обусловившие основные достижения, в концепциях и методах психологической помощи.
6. Факторы личностного развития и поведения в психоаналитической концепции психологической помощи.
7. Невроз как следствие вытеснения влечений в бессознательное и конфликта с сознанием. Методы его преодоления в психоаналитической концепции психологической помощи.
8. Сущность и цель психоаналитической терапии.
9. Задачи психоаналитической терапии и этапы ее проведения.
10. Защитные механизмы, их роль в психоаналитической психотерапии.
11. Стадии психосексуального развития и проработка проблем связанных с ними в психоаналитической концепции психологической помощи.
12. Методы психологической помощи в психоаналитической концепции.
13. Система основных понятий в концепции индивидуальной психологии А.Адлера.
14. Типология личности и индивидуальный подход в концепции психологической помощи А.Адлера.
15. Личностные цели как психодиагностическое средство в индивидуальной психологии А.Адлера.
16. Механизмы формирования комплекса неполноценности и его преодоление в концепции А.Адлера.
17. Критерии и показатели личностных нарушений в концепции К.Хорни.
18. Цель работы с клиентом в рамках аналитической психологии К.Г.Юнга.
19. Основные методы психологической помощи в концепции К.Г.Юнга.
20. Причины возникновения и отличительные особенности гуманистически ориентированного консультирования.
21. Основные направления в рамках гуманистической концепции психологической помощи.
22. Использование идей А.Маслоу в консультировании.
23. Цель работы с клиентом и условия эффективности психологической помощи в рамках клиент-центрированного подхода К.Роджерса.
24. Методы психологической помощи с позиции клиент-центрированного подхода. Методика исследования личностной конгруэнтности.
25. Сущность экзистенциального подхода к работе с клиентом. Цель и критерии применения экзистенциального подхода к психологической помощи.
26. Данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу.
27. Основные принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода.
28. Логотерапия В. Франкла: основные теоретические положения.
29. Цель, методы и последовательность работы с клиентом в рамках логотерапии.
30. Сущность взгляда на природу человека и его личностные расстройства в рамках гештальт-терапии.
31. Основные механизмы нарушения процесса саморегуляции с точки зрения гештальт-терапии.
32. Понятие о фрагментированности и целостности личности в концепции гештальт-терапии.
33. Цель работы с клиентом в рамках гештальт-терапии.
34. Этапы и основные методы гештальт-терапии.
35. Методологические основы поведенчески-ориентированного консультирования.
36. Цели и методы работы с клиентом в рамках поведенчески-ориентированного консультирования.
37. Функциональный анализ проблемных зон клиентов на начальных этапах работы в концепции поведенчески-ориентированного консультирования.
38. Методики десенсибилизации и репетиции поведения в поведенчески-ориентированном консультировании.
39. Тренинг ассертивности как методика поведенчески-ориентированного консультирования.
40. Программы позитивного и негативного подкрепления в поведенчески-ориентированном консультировании.
41. Помощь клиентам в контролировании окружающей среды в поведенчески-ориентированной концепции психологической помощи.
42. История возникновения, основные принципы, представления о работе человеческой психики и цели работы в концепции психосинтеза Р. Ассаджиоли.
43. Последовательность работы и используемые методы в концепции психосинтеза Р.Ассаджиоли.
44. Символдрама как концепция оказания психологической помощи.
45. Основные принципы работы и симптоматика, при которой метод эффективен.
46. Техники психологической помощи по методу символдрамы. Этапы использования метода.
47. Методы и принципы психологической помощи в концепции М. Эриксона.
48. Состояние транса, механизмы и методы психологической помощи человеку, находящемуся в состоянии транса.
49. Нейролингвистическое программирование (НЛП): основные теоретические положения.
50. Методы и этапы психологической помощи клиенту в концепции НЛП. Рефрейминг.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература
Основная:
1. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. – М.: Изд-во Ось-89, 2004. – 189с.
2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб.: Изд-во Питер Ком. 2004. – 582с.
3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. - СПб: Питер Ком, 1999. – 752с.
4. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс 2000. – 624 с.
Дополнительная
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 214с.
4. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416с.
5. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: нейролингвистическое программирование.- Воронеж: НПО «Модэк», 1994. – 239с.
6. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2003. – 336с.
7. Маслоу А. Маслоу о менеджменте /Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 2003. – 416с.
8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256с.
9. Мэй Р. Смысл тревоги /Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384с.
10. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Изд-во Питер Ком, 2000. – 464с.
11. Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. Очерки развития европейской психотехники. Психотехнический подход к психоанализу и психотерапии. Психотехнические циклы. - М.: Издание автора, 1997. – 175с.
12. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.
13. Перлз Ф. Гештальт-семинары: Гештальт-терапия дословно. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. – 325с.
14. Роджерс К. Искусство консультирования и психотерапии / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 976с.
15. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
16. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном: (уроки гипноза): Ред. и коммент. Дж. К. Зейга. - М.: Незав. фирма «Класс», 1994. – 314с.
17. Символдрама. Сборник научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др. / Под ред. Я.Л. Обухова и В А. Поликарпова. — Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001. – 416с.
18. Р.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазар. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. – М.: Российская психоаналитическая ассоциация. 1992. – 158с.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990. – 368с.
20. Хорни К. Наши внутренние конфликты / Пер. с англ. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 320с.
21. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. – 224с.
22. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ.- М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 1998. – 295с.
23. Юнг К. Г., фон Франц M.-Л, Хендсрсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. редакцией С.Н. Сиренко. - М.: Серебряные нити, 2002. – 304с.
24. Ялом И. Когда Ницше плакал / Пер. с англ. М. Будыниной. - М.: «Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416с.
25. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.- М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576с.
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.
Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по общей и социальной психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.
Основные требования к лекции:
Содержание:
- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;
- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;
- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;
- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Организация занятия:
- контрольный опрос студентов;
- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;
- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.
Методика проведения:
- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;
- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;
- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;
- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;
- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;
- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.
На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы концепции и методов психологической помощи.
Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.
Основные требования к проведению семинара:
Содержание:
- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;
- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;
- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.
Организация занятия:
- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;
- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;
- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.
Методика проведения:
- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;
- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;
- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;
- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;
- культура и техника речи преподавателя;
- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;
- порядок подведения итогов семинара.
Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по концепции и методах психологической помощи, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический инструментарий к объектам исследований.
В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по материалам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.
Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.
На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.
Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.
Методические рекомендации по контролю успеваемости.
Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.
Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:
- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;
- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;
- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.
Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.
Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.
Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.
Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.
Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты задач, рефератов, имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.
Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.
Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.
Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета
На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:
- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);
- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);
- Критерии оценки ответов студентов;
- Зачетные книжки (полностью заполненные);
- Учебные карточки студентов;
- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);
- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;
- Листы письменного или устного ответа.
Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.
Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:
- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.
- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.
- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.
- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;
При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.
7.2. Методические указания студентам.
Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание концепции и методов психологической помощи.
Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.
В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы .
Изучив дисциплину студенты должны:
иметь представление:
- о концепциях оказания помощи человеку на духовном, социальном, психологическом и соматическом уровнях;
- об основных психологических проблемах современного человека и концептуальных подходах к их преодолению;
знать:
- базовые концепции психологической помощи: психоаналитическую, гуманистическую, поведенческую;
- возможности, преимущества и ограничения каждой из концепций психологической помощи;
- основные методы оказания психологической помощи, используемые в различных подходах к ее осуществлению;
- теорию формирования психических нарушений и возможности психологической помощи в их профилактике и оптимизации психической устойчивости человека;
уметь:
- определять психологические проблемы («проблемные зоны») клиента, и разрабатывать индивидуальный комплекс методов оказания психологической помощи;
- планировать и проводить мероприятия психологической помощи;
- прогнозировать психологическую динамику изменений внутреннего мира человека под влиянием средовых воздействий и помогающей работы психолога;
иметь опыт (навык):
- использования методов психологической помощи в практической работе с людьми по поддержанию и укреплению их психического здоровья;
- применения методов саморегуляции для поддержания здоровья в сложных ситуациях жизнедеятельности;
- анализа и представления результатов психологической помощи в целях объективной оценки эффективности и получения рекомендаций по ее повышению (супервизии).
Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.
В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,
В процессе самостоятельной работы студенты должны:
· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;
· закрепить наиболее важные разделы;
· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;
· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;
· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.
Основные требования к содержанию реферата
Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).
При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).
Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.
Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.