Неосознаваемые побудители сознательных действий.

- сновидения

- ошибочные действия

- невротические симптомы – следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительные действия по дестабилизации психического состояния человека. Очаг должен быть вскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей причины. В повседневной жизни возникает много неприятных переживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и, тем не менее, они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые "прорываются" в ошибочных действиях.

Первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления.

3. «Надсознательные процессы»

- интегральные продукты длительной сознательной деятельности. (Процессы образования интегрального продукта в результате большой сознательной, часто интеллектуальной работы. К ним можно отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.д.)

Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе, что вы заняты решением проблемы, о которой думаете изо дня в день в течение длительного времени, исчисляемого неделями и даже месяцами или годами. Это жизненно важная проблема. Вы думаете над каким-то вопросом, или о каком-то лице, или над каким-то событием, которое не поняли до конца и которое вас почему-то очень затронуло, вызвало мучительные размышления, колебания, сомнения. Думая над вашей проблемой, вы перебираете и анализируете различные впечатления и события, высказываете предположения, проверяете их, спорите с собой и с другими. И вот в один прекрасный день все проясняется – как будто пелена падает с ваших глаз. Иногда это случается неожиданно и как бы само собой, иногда поводом оказывается еще одно рядовое впечатление, но это впечатление как последняя капля воды, переполнившая чашу. Вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет, и это уже не рядовой взгляд, не один из тех вариантов, которые вы перебирали ранее. Он качественно новый; он остается в вас и порой ведет к важному повороту в вашей жизни. Таким образом, то, что вошло в ваше сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако вы не имели четкого представления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.

Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях. Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет "надсознательный" процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится. Во-вторых, неизвестен момент, когда "надсознательный" процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

Основные понятия и положения гештальтпсихологии. Примеры гештальтфеноменов, представление об инсайте (М.Вертгаймер, В.Кёлер, К.Дункер).

Принципиальное отличие гештальтпсихологов от структуралистов заключалось в том, что, по их мнению, разложение восприятия на элементарные компоненты без утраты его смысла невозможно. Они скорее склонны были исходить из того, что каждая базовая единица восприятия сама является восприятием — «гештальты» и есть фундаментальные единицы. Гештальтпсихологи утверждали, что попытка разрушить восприятие и разложить его на предполагаемые элементарные сенсорные единицы приведет к тому, что исследователи упустят из виду само восприятие. Они постулировали первичность целостных форм восприятия, от которых лишь в результате анализа можно прийти к элементарным ощущениям.

Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910г. Вертгеймером (1880-1944) результатов исследования «иллюзорного движения». Другие представители - Келер, Дункер (творческие задачи, «дерево решений», ага-реакция), К. Левин. Начали с исследования процессов восприятия.

Экспериментальная установка для исследования фи-феномена (феномен кажущегося движения), которой пользовался Вертгеймер представляла собой окружность с двумя прорезями-радиусами (прорези расположены под углом 30 градусов друг к другу). Луч света пропускался попеременно то через одну, то через другую прорезь так, что испытуемый видел две светящиеся полоски. Когда интервал между освещением первой и второй прорези составлял около 60 мс, у испытуемого создавалось впечатление, что светящаяся полоска «движется» по часовой стрелке. Полученный эффект – один из «гештальтов» (особых психических функциональных структур, которые упорядочивают психическую жизнь).

Психика как целостное «феноменальное поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент). Основные компоненты феноменального поля – фигура и фон. Процесс «переструктурирование поля» лежит в основе решения интеллектуальных задач. Мгновенное переструктурирование поля (переживается как «Ага» - реакция) ведет к усмотрению скрытого до этого решения задачи. Такое явление названо инсайтом.

В. Келер: “инсайт” - озарение. Начало 20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После - упорядоченно, имеет цель. Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении = гештальт в восприятии. Средство и цель взаимосвязаны. 1) нет палки - функциональная замена палки (хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) много доступных средств. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.

Начало ХХ века - феноменология: феномен - явление, которое можно наблюдать и его описание включает его объяснение. В гештальтпсихологии использовался феноменальный метод (описание целостных явлений).

Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (одинаковый, форма) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата. Мозговые процессы носят характер электрических взаимодействий. Важнейший закон гештальтпсихологии – закон константности восприятия –целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность).

Относительный размер. Из двух объектов дальше от нас находится тот объект, чей образ на сетчатке будет меньшим. Эффект Эймса. Что случится если две схемы восприятия – схема человека и схема комнаты вступят в противоборство? Перекошенная комната Эймса – левый угол на большем расстоянии, чем правый. Парадоксальное восприятия, когда люди в разных углах (один меньше другого).

Принципы организации феноменального поля:

1) Принцип близости. Элементы, которые близки друг к другу в пространстве или во времени кажутся объединенными в группы.

2) Принцип непрерывности. Существует тенденция следовать в направлении, позволяющем связывать элементы в непрерывную последовательность.

3) Принцип сходства. Подобные элементы воспринимаются совместно, образуя замкнутые ряды.

4) Принцип замыкания. Тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пробелов в образе.

5) Принцип простоты (прегнантности). В восприятии происходит организация стимулов таким образом, чтобы получившаяся фигура была максимально симметричной, простой и устойчивой. Пример: недорисованные квадраты.

6) Принцип выделения фигуры из фона. Мы склонны разделять зрительное поле на фигуру и фон. Фигура кажется более яркой.

1. исследовались целостные структуры, из которых состоит психологическое поле. Предметом является исследование содержания психики, познавательных процессов, структуры и динамики развития личности. Эти явление нельзя рассматривать как как простую сумму, входящую в их состав, т.к. такие сложные явления обладают свойствами, присущими как целостным явлениям. Эти свойства целого – гештальткачества.

2. идея о том, что познание сводится с процессом изменения целостных гештальтов, кот определяют характер внешнего мира и поведения в нем. Развитие - рост и дифференциация гештальтов.

3. идеи основаны на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Первые начали строго эксперимент изучение структуры и качеств личности.

4. методологический подход базировался на понятиях - психологического поля, изоморфизма, феноменология. Поле - заимствовано из физики, психологические структуры располагаются в виде различных схем в психологическом поле (выстраиваются в целостные системы). При этом гештальты изменяются, становясь все более адекватными проектам внешнего поля. Может происходить переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему стимул приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт). Изоморфизм - психологические гештальты изоморфны (подобны) физическим, т.е. процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражают в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике. Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать стимулу решить ее в зависимости от того, облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы. Феноменология – стимул может осознавать свои переживания, но ему надо отрешиться от прошлого опыта.(недооценка личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации).

Гештальтистский подход к сознанию.

Келер – инсайт (внезапное качественное изменение поведения, приводящее к решению задачи, позволяющее структурировать ситуацию) у обезьяны: палка и банан объединились в гештальт.

7. Возникновение и развитие психики в филогенезе (А.Н.Леонтьев). Сравнительный анализ психики животных и человека.

Четыре традиционных позиции,которые характеризуют «момент» перехода от непсихической формы отражения к психической.

1. Панпсихизм – психикой обладает любая материя. Всеобщая одухотворенность природы, разделяли многие мыслители, например, Гераклит и Анаксагор. Не понятно, чем тогда отличается живая материя от неживой.

2. Биопсихизм – Психикой обладает только живая материя (Геккель, Вундт). Нет критериев психического, различия психики растений и животных, не понятно, когда и зачем она появилась.

3. Нейропсихизм– психикой обладают живые организмы, у которых есть нервная система. (Дарвин, Спенсер). Орган – функция.

4. Антропопсихизм – психикой обладает только человек (Декарт). Она дает ему возможность отдавать себе отчет в своем внутреннем состоянии. Не понятно, как она произошла.

Эволюция: Гипотеза о возникновении чувствительности как первой формы психического отражения.

1. Простейшим организмам необходимо было реагировать на важные для них сигналы (биотический раздражители). Первая функция – раздражимость (способность организма специфически отвечать на жизненно важные для него воздействия среды). Это допсихическая функция отражения.

В эволюции раздражимость качественно изменялась.

2. Сигнальная функция – реакция на абиотические раздражители как на возможные признаки биотических. Раздражимость стала чувствительностью. Это способность к ощущениям. С нее начинается психика. Противоречие между возможностями поведения и возможностями психики приводит к развитию психики.

А.Н.Леонтьев: Психика, психические явленияне существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы сейчас знаем. Функциональный критерий психики (организм должен быть способен справиться с задачей, для решения которой необходима психика). Граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая энергию для фотосинтеза. Класс раздражителей, напрямую удовлетворяющие биологическую потребность – биотические.

В качестве объективного критерия возникновения психики Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия.Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия. Которые не были запрограммированы генетически. Эта способность, в отличие от раздражимости, названа чувствительностью. Психика возникает, когда появляется минимальная возможность научения. Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями и являются их сигналами. Обладающий чувствительностью организм может реагировать на биотический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление (сигнал – шорох, цвет и т.п.). Субъективным критерием психикиявляется ощущение.

Этапы развития психики в филогенезе:

Элементарная (сенсорная) психика– среда отражается в виде отдельных абиотических свойств объектов. (жабы набросились на спичку, т.к. форма напоминает червяка).

Инстинкт – подвижная цепочка врожденных безусловно-рефлекторных связей, в основных звеньях фиксированная, но подверженная изменениям в соответствии с ситуационными условиями

Безусловные рефлексы.

Условные рефлексы (выученные).

Тропизмы (однонаправленная реакция на раздражитель). Может меняться.

Активность носит целостный нерасчлененный характер, поведение – однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.

Типичные носители элементарной сенсорной психики – насекомые. Пример: пищевое поведения паука, абиотическое свойство – вибрация паутины, если её нет, то может «не замечать» жертву и погибнуть с голода.

Эксперимент с сомиками.

Перцептивная психика – среда отражается в виде целостных образов предметов. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Например, на глазах у кролика в ящик помещался кочан капусты. Экспериментатор незаметно менял капусту на морковь и помещал кролика. Кролик демонстрировал своим видом «удивление» и продолжал поисковую активность. Кролик «ожидал» капусту, воспринимал пищу «предметно». В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременно восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного.

Формы поведения более подвижны и гибки, адеквато отражают условия среды.

Индивидуально изменчивые формы поведения. Операции – акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.

Сложная закрепленная последовательность операция – навыки. Возможна дрессировка. В игре операции отделаются от деятельности и приобретают самостоятельный характер. Играя, молодые животные «отрабатывают» операции, которые пригодятся им в дальнейшем.

Чувственный опыт – чувственные представления, элементарная образная память. Возможность вероятностно прогнозировать будущее, опираясь на свой индивидуальный опыт. Нет отражения отношений между вещами.

Интеллектуальная психика (человекообразные обезьяны). Отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Способность устанавливать связи между предметами.

Особенности: 1)активное использование орудий, 2) явление инсайта, т.е. мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок, 3) закрепление эффективного способа решения после одной удачной попытки, 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач, 5) способность решать «двухфазные задачи», т.е. объединять в рамках одной задачи две сформированные операции (пример, обезьяна короткая и длинная палка, нужно достать банан).

Функциональные понятия – отражение возможностей взаимодействия предметов среды.

Сравнение психики животных и человека:

• Психика животных развивается по законам биологической эволюции.

Психика человека – по законам общественно – исторического развития. Решающая роль у трудовой деятельности.

• Жизнь животного – постоянное гибкое приспособление.

Жизнь человека – преобразование своей и окружающей природы.

• У человека связан характер совместной и непрерывной трудовой деятельности. У животных групповое поведение и функциональное использование предметов не связаны.

• У людей есть культурный опыт: орудия труда и речь, язык. Животные могут изготавливать и использовать необходимые для достижения цели предметы, но не сохраняют их. Речь их аффективна (для выражения актуального состояния), нет в ней знаков, только сигналы.

• У человека есть действия (подчиненные все одному мотиву, но цель у каждого своя) и общественное сознание: коллективная охота, разделение труда. Разумный смысл действия. Планирование. Сознание. Для животных существует только биологическая целесообразность. Поведение: подготовительная и исполнительная фазы.

Наши рекомендации