VII. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма»

Методика «Пиктогамма» направлена на исследование опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Стимульный материал: карандаш, бумага, список слов для запоминания.

Список слов и словосочетаний.

Веселый праздник Дружба
Тяжелая работа Темная ночь
Развитие Печаль
Вкусный ужин Справедливость
Смелый поступок Сомнение
Болезнь Теплый ветер
Счастье Обман
Разлука Богатство
Ядовитый вопрос Голодный ребенок

Процедура обследования:

Экспериментатор медленно читает приведенные ниже слова и словосочетания. При этом внимательно смотрит за тем, чтобы испытуемый не рисовал буквы, но только определенные знаки, не изображал большие фигурки, занимающие большую часть листа. Это напоминание делается один раз, примерно после 2—3-го слова (словосочетания). При необходимости можно использовать обратную сторону листа, однако испытуемому обязательно напоминают, что его предупреждали об экономии места, но он прослушал и нарушил инструкцию. Время, отводимое на каждый рисунок, ограничено и не превышает 1—2 минут. Если испытуемый начинает увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то экспериментатор должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом.

После окончания работы пронумеруйте рисунки в соответствии с порядком слов, чтобы было видно, какой рисунок относится к какому слову.

Через 20—30 минут после проведения теста испытуемому предъявляют листок с его рисунками и просят припомнить слова, которые диктовал экспериментатор. Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов и допущенных ошибок. При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается правильным.

Инструкция: «Я сейчас прочитаю вам слова, которые надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы вам было легче справиться с заданием, вы можете на этом листе нарисовать что-нибудь, что вам напомнит каждое слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Постарайтесь расположить рисунки так, чтобы все они уместились на одном листе. Качество рисунков не имеет значения, важно, чтобы они правильно отражали содержание слов».

Порядок обработки и интерпретации:

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Протокол исследования:

  Понятие Критерий адекватности (+ или -) Критерий воспроизведения спустя отсроченный период (+ или -) Критерий конкретности – абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) Критерий стандартности – оригинальности образа в баллах (от 1 до 3)
Веселый праздник        
Тяжелая работа        
Развитие        
Вкусный ужин        
Смелый поступок        
Болезнь        
Счастье        
Разлука        
Ядовитый вопрос        
Дружба        
Темная ночь        
Печаль        
Справедливость        
Сомнение        
Теплый ветер        
Обман        
Богатство        
Голодный ребенок        

Критерии оценивания:

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным способом оценивают пиктограммы.

1. Критерий адекватности. Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи — знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности — от 70 % и выше.

2. Критерий воспроизведения спустя отсроченный период. Спустя некоторое время после выполнения задания - обычно через 15-20 мин - эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания. Как и первый критерий, второй критерий - восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.

3. Критерий конкретности – абстрактности оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

4. Критерий стандартности – оригинальности образа оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Наши рекомендации