II. Исследование опосредованного запоминания.
Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.
Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.
Процедура исследования:
Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.
Опыт №1
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании.
Протокол исследования:
Опыт 1 | |||
№ слова | Предъявлено | Воспроизведено | Примечание |
… … … | |||
Словесный отчет испытуемого о запоминании и воспроизведении слов | |||
Наблюдения экспериментатора |
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу «Пишите!», назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!»
Слова для запоминания в опыте 1:
1. Рыба | 6. Власть | 11. Белка | 16. Чулки |
2. Фунт | 7. Огонь | 12. Песок | 17. Волк |
3. Бант | 8. Кофта | 13. Зубы | 18. Завод |
4. Нога | 9. Хлеб | 14. Окно | 19. Лилия |
5. Сено | 10. Совок | 15. Ручка | 20. Пирог |
По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.
Опыт №2
Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.
В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!»
Слова для запоминания в опыте 2:
1. Курица – яйцо | 11. Перо – бумага |
2. Кофе – чашка | 12. Закон – декрет |
3. Стол – стул | 13. Грамм – мера |
4. Земля – трава | 14. Солнце – лето |
5. Ложка – вилка | 15. Дерево – лист |
6. Ключ – замок | 16. Очки – газета |
7. Зима – снег | 17. Туфли – обувь |
8. Корова – молоко | 18. Полка – книга |
9. Вино – стакан | 19. Голова – волосы |
10. Печка – дрова | 20. Голос – певец |
По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.
Обработка результатов:
По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносят в сводную таблицу:
Слова, воспроизведенные | Опыт 1 | Опыт 2 |
правильно | ||
неправильно |
Анализ результатов:
Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.
Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.
Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.
Если в исследовании приняло участие несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы ими для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы завязан бантом».
Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.