Тема: Психология деятельности
Цель: сформировать представление о деятельности человека; составить ориентировочную основу хорошо знакомой практической деятельности; исследовать работоспособность с помощью методики «Счет по Крепелину».
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Материалы и оборудование: тетрадь, ручка, схемы, таблицы.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Общая психологическая характеристика деятельности. Виды деятельности.
2. Основные принципы психологической теории деятельности.
3. Операционально-технические аспекты деятельности.
4. Структура деятельности.
5. Побудительные причины деятельности
Методические рекомендации:
В ходе занятия студент должен дать общую психологическую характеристику деятельности человека, описать отличия деятельности от поведения и активности, охарактеризовать побудительные причины, цели, задачи.
У студента должно быть сформировано четкое представление об основных видах человеческой деятельности (игра, учение, труд); в ходе занятия студент должен описать основные типы игр (индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с правилами) и этапы их развития, отличия между игровой и трудовой деятельностью, между учебной и трудовой деятельностью; охарактеризовать понятие «ведущий вид деятельности».
У студента должно быть сформировано четкое представление о центральном компоненте деятельности – действии, об основных характеристиках действия; в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные принципы психологической теории деятельности.
У студента должно быть сформировано четкое представление об операционально-технических аспектах деятельности (операции, психофизиологические функции); в ходе занятия студент должен дать характеристику уровню операций и уровню психофизиологических функций, раскрыть понятия «навык» и «автоматические действия».
Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
Ход проведения лабораторного занятия:
1. Студентам необходимо вспомнить недавно выполненную деятельность: выделить в ней мотив, цели, последовательность действий, условия выполнения и способы реализации, заполните таблицу:
Содержание деятельности | |
Мотив деятельности | |
Последовательность действий | |
Условия выполнения деятельности | |
Способы реализации |
2. Студенты на занятии составляют ориентировочную основу хорошо знакомой практической деятельности: приготовление блюда, ремонт утюга, посадка овощей, уборка квартиры, выполнение домашнего задания, заполняют таблицу:
Деятельность | Ориентировочная основа |
3. На занятии происходит обсуждение возможных мотивов учебной и трудовой деятельности, представленные данные отражаются в виде таблицы:
Мотивы деятельности
Учебная деятельность | Трудовая деятельность |
4. Исследование работоспособности с помощью таблицы Е. Крепелина.
Методика была предложена Е. Крепелином в 1895 г. для исследования работоспособности – упражняемости и утомляемости. В настоящее время методика «счет по Крепелину» используется шире: для изучения внимания (устойчивости, переключения), умственной работоспособности, темпа деятельности.
Методика применяется для изучения внимания взрослых испытуемых и детей, начиная с младшего подросткового возраста. Используется в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике.
Оборудование: бланк методики (Приложение 2), ручка, секундомер.
Ход выполнения задания:
Испытуемый производит сложение и вычитание в столбцах, состоящих из двух цифр. Бланк, который получает испытуемый, является также протоколом опыта.
Инструкция испытуемому: «Ваша задача – складывать пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывать результаты сложения. Затем вы будете вычитать числа. Работайте быстро. Старайтесь не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» - поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму и т.д. Понятно?» Необходимо ответить на все вопросы испытуемого до начала эксперимента.
Время проведения эксперимента может колебаться от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста и целей исследования). Через каждые 30 секунд или минуту экспериментатор дает команду: «Черта!» Допускаются индивидуальная и групповая формы обследования.
Обработка результатов:
1. Проверить правильность выполнения арифметических операций.
2. Подсчитать количество выполненных операций – сложений и вычитаний – и допущенных ошибок для каждого отрезка времени.
3. На основании полученных данных строится график устойчивости внимания. Иначе его можно назвать графиком работоспособности. На оси абсцисс отмечается порядковый номер временного интервала, на оси ординат отмечается количество выполненных сложений. Ошибки отмечаются на графике в виде заштрихованных столбиков.
4. Методика позволяет получить коэффициент работоспособности (Краб) как отношение суммы правильно выполненных операций последних четырех строк (S1) к сумме правильно выполненных операций первых четырех строк (S2), т е. Краб = S2/S1. Если значение коэффициента работоспособности приближается к 1, то это означает, что утомления практически не происходит. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого. Коэффициент работоспособности, стремящийся к нулю, связан с истощаемостью внимания и снижением работоспособности.
Анализ результатов
Анализ результатов может проводиться в двух направлениях: а) проводится количественное сопоставление результатов отдельного испытуемого со среднегрупповыми результатами; б) проводится качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого.
1. При количественном анализе мы принимаем во внимание два показателя – скорость и точность работы. Показателем скорости может служить, например, количество сложений, выполненных испытуемым в течение всего эксперимента. Таким образом, необходимо сравнить индивидуальные показатели скорости и точности работы со среднегрупповыми. Скорость работы в большей степени связана с темпом умственной деятельности испытуемого.
Если скорость работы испытуемого примерно равна среднегрупповой, то темп его умственной деятельности (или работоспособность) можно считать средним. Аналогично делается вывод о высоком и низком темпах деятельности.
Точность работы в большей степени связана с устойчивостью внимания. Если число ошибок испытуемого среднее или ниже среднего по группе, это свидетельствует об устойчивом внимании. Большое число допущенных ошибок связано с неустойчивым вниманием.
2. Проводится качественный анализ формы графика устойчивости внимания. Выделяются следующие типы графиков.
1-й ТИП. Характеризуется незначительными колебаниями в скорости и точности внимания на протяжении всех этапов эксперимента. В рамках этого типа можно выделить четыре подтипа.
1а – показатели скорости и точности работы высокие или средние. Это так называемый «нормальный тип» графика, который свидетельствует о хорошей устойчивости внимания испытуемого.
Все нижеописываемые подтипы и типы графиков характеризуются той или иной степенью неблагополучия. При их анализе следует иметь в виду, что причины разных видов нарушений могут быть одинаковыми. К таким «универсальным» причинам, которые могут проявиться в любом типе «неблагополучного» графика, можно отнести следующие: а) слабая заинтересованность испытуемого в результатах эксперимента; б) состояние усталости; в) слабая сформированность счетных операций.
Наряду с общими причинами, каждый отдельный тип графика может быть связан с более частными, индивидуальными особенностями испытуемого.
1б – при стабильно высокой скорости выполнения задания испытуемый на протяжении всего эксперимента допускает много ошибок. Возможные причины: а) испытуемый понимает важность, значимость испытания, боится неуспеха (личная тревожность), вследствие этого избыточно ориентирован на скорость в ущерб точности; б) слабость самоконтроля, самоорганизации, т.е. слабая сформированность произвольного внимания.
1в – испытуемый выполняет задание с высокой точностью, но с очень низкой скоростью. Возможные причины: а) испытуемый излишне ориентирован на точность выполнения в ущерб скорости (также может быть связан с высокой ситуативной или личностной тревожностью); б) общая замедленность темпа деятельности, связанная с типом темперамента.
1г – показатели скорости и точности работы стабильно низкие. Самый неблагоприятный из всех типов. Требует дополнительного обследования с помощью других методик.
2-й ТИП. Характеризуется либо постепенным увеличением числа ошибок, либо постепенным снижением продуктивности, либо двумя тенденциями одновременно. Это «истощающийся тип» внимания. Такой результат испытуемого может иметь разные причины: а) слабая сформированность произвольного внимания, неумение в течение длительного времени выполнять неинтересную деятельность; б) высокая астеничность испытуемого; в) органические заболевания головного мозга, например, травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы (если тенденция к истощению выражена ярко уже на начальных этапах эксперимента).
3-й ТИП. График имеет зигзагообразный характер. Продуктивность резко колеблется, неравномерна на разных этапах эксперимента. Это может быть связано с эмоциональной неуравновешенностью испытуемого, с невротическим состоянием (если неравномерность выполнения сочетается с тенденцией к истощению).
4-й ТИП. Характеризуется постепенным повышением продуктивности, снижением числа ошибок на протяжении эксперимента. Это «заторможенный тип» внимания. Свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого, трудностях на начальной стадии организации произвольного внимания. Может быть связан с типом темперамента.
Вывод: Необходимо охарактеризовать степень устойчивости внимания и темп умственной деятельности испытуемого, по возможности сформулировать причины обнаруженных индивидуальных особенностей внимания.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Основы психологической диагностики /Под ред.М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – М.; УРАО, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.
2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- Т.3.-М., 1983.
5. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1996.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
8. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.
9. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1980.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 2005.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.
2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики
4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика
6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1.Зарисовать схему «Сущность и структура деятельности» (см. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М. – Педагогическое общество , 2001. – с. 81).
2. Заполнить схему «Факторы эффективности деятельности».
Лабораторное занятие № 4
Тема: Психология движения
Цель занятия: проанализировать виды движения с позиции теории уровней построения движений и принципа рефлекторного кольцевого управления движением.
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Материалы и оборудование: таблица с беспорядочно расположенными цифрами от 21 до 39, секундомер, протокол исследования, таблицы, схемы.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Механизмы и факторы организации движений.
2. Схема рефлекторного кольца.
3. Теория уровней построения движений.
4. Процесс формирования двигательного навыка.
Методические рекомендации:
У студента должно быть сформировано четкое представление о теории физиологии движений Н.А. Бернштейна; в ходе занятия студент должен охарактеризовать принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, рассмотреть факторы организации движений (реактивные силы, инерционные силы, внешние силы, исходное состояние мышцы); раскрыть роль сигналов обратной связи, рассмотреть процесс управления двигательными актами согласно схеме рефлекторного кольца Н.А. Бернштейна, знать определение понятий «моторные «выходы» (эффектор), сенсорные «входы» (рецептор), рабочая точка (объект), «блок перешифровки», программа, регулятор, «задающий прибор», «прибор сличения».
У студента должно быть сформировано четкое представление об уровнях построения движений по Н.А. Бернштейну и организации движений на этих уровнях (уровень А, уровень синергий, уровень пространственного поля, уровень предметных действий, уровень интеллектуальных двигательных актов); в ходе занятия студент должен проанализировать виды движений с позиции теории уровней построения движений и принципа рефлекторного кольцевого управления движениями.
У студента должно быть сформировано четкое представление об основных периодах и фазах построения движений; в ходе занятия студент должен раскрыть понятия «автоматизация движений», «динамически устойчивая траектория».
Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
Ход проведения лабораторного занятия:
1. Студенты знакомятся с уровнями построения движений, выделенными Н.А. Бернштейном, на основании описания уровней организации движений, проводят анализ следующих видов движений: завязывание узла, изображение окружности на доске, перелистывание страниц, написание буквы алфавита по образцу, забивание гвоздя, чистка картофеля, поливка цветка, бритье, чистка зубов, дрожание от холода, отдергивание руки от горячего утюга.
2. Студенты на занятии приводят 2-3 примера, иллюстрирующих участие всех пяти выделенных Н.А. Бернштейном уровней движения. Показывают, в каких условиях движение будет «спускаться» или «подниматься» по уровням.
3. Студенты анализируют по блок-схеме (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006. С. 87) психофизиологические механизмы управления двигательным актом, характеризуют функцию каждого элемента. Используя эту схему объясняют механизм несложного двигательного акта: удар молотком по шляпке забиваемого в стену гвоздя или написание буквы по заданному образцу.
4. Для исследования закономерностей выработки навыков проводится эксперимент. Группе испытуемых предлагается таблица с изображением цифр от 21 до 39, расположенных беспорядочно, и предлагается отыскать их в порядке возрастания чисел. Опыт повторяется несколько раз. Каждый раз фиксируется время выполнения задания. Затем предлагается другая таблица, где те же цифры расположены в ином порядке. Перед испытуемым ставится та же задача и фиксируется время. На основе полученных данных проследите процесс выработки интеллектуального навыка и охарактеризуйте явление интерференции и переноса.
По ходу проведения опыта заполняется протокол исследования.
Ф.И.О. _______________________________Возраст________Пол_______
Опыт 1 | Опыт 2 | ||
Проба | Время выполнения | Проба | Время выполнения |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Основы психологической диагностики /Под ред.М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – М.; УРАО, 2003.
6. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - Москва: Психолого-социальный институт. 2002.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 1983.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.
4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989. –
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.
2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики
4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика
6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
Заполнить схему «Причины, влияющие на продуктивность навыка».
Лабораторное занятие № 5
Тема: Ощущения
Цель:знакомство с методами исследования ощущений, исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека;установление отличия ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов; определить величину абсолютного нижнего порога зрительного ощущения и дать оценку остроты зрения.
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Материалы и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, вата и т. п.), повязка для глаз, измерительная лента, 5 стандартных плакатов с изображением колец Ландольдта, протоколы исследований.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Ощущения как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Виды ощущений.
2. Основные свойства и характеристики ощущений.
3. Абсолютная чувствительность.
4. Чувствительность к различению. Закон Бугера-Вебера. Закон Вебера-Фехнера.
5. Закон Стивенса. Обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина.
6. Методы исследования ощущений.
Методические рекомендации:
У студента должно быть сформировано четкое представление о месте и роли познавательных психических процессов в жизни человека, о природе ощущений и их значении в жизни человека. Студент должен иметь представление о классификации ощущений; охарактеризовать систематическую классификацию ощущений Ч. Шеррингтона (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные), генетическую классификацию ощущений Х. Хэда (протопатические, эпикритические), классификацию ощущений Б.М. Теплова (экстероцепторы, интероцепторы), классификацию ощущений по модальности; раскрыть понятия «интероцептивные», «проприоцептивные», «экстероцептивные», «контактные», «дистантные», «протопатические», «эпикритические» ощущения.
У студента должно быть сформировано четкое представление об основных свойствах и характеристиках ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация, последовательные образы – положительный, пороги ощущений – абсолютный и относительный).
У студента должно быть сформировано четкое представление о двух видах чувствительности - абсолютной чувствительности и чувствительности к различию, об абсолютных и относительных порогах ощущений; в ходе занятия студент должен раскрыть законы ощущений - закон Бугер-Вебера, закон Фехнера, основной психофизический закон Вебера-Фехнера, закон Стивенса, основной психофизический закон Вебера-Фехнера, обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина.
Студент должен иметь представление о прямом и косвенном измерении ощущений; дать определение измерению, охарактеризовать типы измерительных шкал и классические методы измерения порогов.
Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Ход проведения лабораторного занятия: