Основоположником развивающего обучения в отечественной психологии был
R Выготский Л.С.
£ Рубинштей С.Л.
£ Занков Л.В.
£ Давыдов В.В.
£ Леонтьев А.Н.
Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал
R Л.С. Выготский
£ С.Л. Рубинштейн
£ А.Н. Леонтьев
£ Дж. Брунер
£ Э.Торндайк
В теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, основным является понятие
£ экстериоризации
£ ассоциации
R интериоризации
£ мотивации
£ установки
В теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, основным является понятие
£ экстериоризации
£ ассоциации
R интериоризации
£ мотивации
£ установки
Автором учения о физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано
£ И.М. Сеченовым
£ И.П. Павловым
£ П.К. Анохиным
R Н.А. Бернштейном
£ А.А. Ухтомским
Согласно классификации Б.М. Теплова выделяют следующие виды ощущений
R экстерорецепторы
R интерорецепторы
£ эпикритические
£ протопатические
£ параприоцептивные
Исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители было особенностью
R реактологии
£ рефлексологии
£ педологии
£ этологии
£ биологии
Теорию деятельности и представление о ее структурности в психологии разработал
£ М.Я. Басов;
R А.Н. Леонтьев;
£ Д.Н. Узнадзе;
£ Г.И. Челпанов
£ П.Я. Гальперин
Создателем отечественной школы нейропсихологии является
R А.Р. Лурия;
£ С.Л. Рубинштейн;
£ Л.С. Выготский;
£ Б.В. Зейгарник
£ Л.С. Цветкова
Основоположник отечественной психологии Л.С. Выготский разработал
R культурно-историческую концепцию;
£ теорию установки;
£ теорию деятельности
£ ассоциативную теорию
£ теорию функциональных систем
Автором теории установки был
R Д.Н. Узнадзе;
£ Г.И. Челпанов;
£ А.Ф. Лазурский;
£ А.Р. Лурия
£ Н.А. Бернштейн
Леонтьев А.Н. выделяет следующие стадии в эволюции психики животных
R стадия интеллекта
£ стадия элементарной сенсорной психики
£ стадия перцептивной психики
R стадия элементарной сенсорной психики (низший и высший уровни)
R стадия перцептивной психики (низший и высший уровни)
В каком направлении психологии и 20-е годы начинает интенсивно развиваться отечественная психология труда?
£ педология
R психотехника
£ реактология
£ этологии
£ биологии
Основатель и первый директор Московского психологического института
R Г.И. Челпанов
£ К.Н. Корнилов
£ И.П. Павлов
£ Д.Н. Узнадзе
£ Леонтьев А.Н.
Была объявлена «лженаукой» в 1936г.
£ реактология
£ рефлексология
R педология
£ психотехника
£ генетика
Теорию деятельности и представления о ее структурности в психологии разработал
£ М.Я. Басов
R А.Н. Леонтьев
£ Д.Н. Узнадзе
£ Г.И. Челпанов
£ К.Н. Корнилов
Направление в советской психологии 20-х годов, исследующее поведение как совокупность реакций человека на биосоциальные раздражители
R реактологии
£ рефлексология
£ педология
£ психотехника
£ генетика
Динамический метод изучения реакции был разработан
R К.Н. Корниловым
£ П.П. Блонским
£ Г.И. Челпановым.
£ С.Л. Рубинштейн
£ А.Н. Леонтьев
Автор теории установки
R Д.Н. Узнадзе;
£ Г.И. Челпанов;
£ А.Ф. Лазурский;
£ А.Р. Лурия.
Создателем отечественной школы нейропсихологии является
R А.Р. Лурия;
£ С.Л. Рубинштейн;
£ Л.С. Выготский;
£ Б.В. Зейгарник.
Создатели отечественной дифференцальной психофизиологии
R Б.М. Теплов
R В.Д. Небылицын
£ М.И. Лисина
£ Л.И. Божович
£ Д.Б. Эльконин
Автор теории поэтапного формирования умственных действий
£ А.Р. Лурия
R П..Я. Гальперин
£ А.Г. Асмолов
£ А.В. Петровский
£ А.А. Смирнов
Семинарское занятие № 6 (4 часа)
Тема: Понятие о психике
Цель: формирование представлений о природе и функциях психики в жизнедеятельности человека и человеческих общностей, о физиологических основах психики и принципах переработки информации в ЦНС человека; о взаимосвязи психики и мозга (принципы и общие механизмы связи).
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Природа и формы проявления психики человека.
2. Функции психики.
3. Физиологические основы психики человека.
4. Взаимосвязь психики и мозга человека.
· модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову;
· учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений;
· психофизиологическая поведенческая теория К. Халла;
· модель функциональной системы по П.К. Анохину;
· функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия.
5. Психофизическая проблема в психологии.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен иметь представление о психике как свойстве высокоорганизованной материи, о природе и механизмах, проявления психики человека; знать понятия «раздражимость», «чувствительность», «поведение», «сознание»; дифференцировать основные различия чувствительности по сравнению с раздражимостью; рассмотреть особенности поведения как процесса приспособления к условиям внешней среды. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о строении нервной системы человека, ее центральной и периферической частях; о строении отдельного нейрона и принципах его работы; о понятии и видах рецепторов; о структуре и основных полях коры головного мозга; о понятии анализатора; о представительстве основных психических процессов и состояний человека в коре головного мозга; о роли и функциях ретикулярной формации. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По четвертому вопросу: студент должен иметь представление о соотношении психических явлений с работой мозга; знать особенности модели концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову и Ч.И. Измайлову; проследить эволюцию условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до настоящего времени; изучить основные положения учения Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений; охарактеризовать психофизиологическую поведенческую теорию К. Халла; изучить концепцию регуляции поведенческого акта П.К. Анохина и знать понятия «функциональная система», «обстановочная афферентация», «обратная афферентация», «ориентировочная реакция», «акцептор результата действия»; рассмотреть основные функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением, особое внимание уделить проблеме взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По пятому вопросу: студент должен иметь представление о психофизической проблеме в психологии; знать принципы психофизического взаимодействия и психофизического параллелизма; рассмотреть ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
Основные понятия: психика, раздражимость, чувствительность, поведение, сознание, центральная нервная система, нейрон, анализатор, функциональная система, рецептор, обстановочная афферентация, обратная афферентация, ориентировочная реакция, акцептор результата действия, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, функциональные блоки мозга, локализационизм, антилокализационизм.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – Т.1. – М., 1970.
2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». — М.: Смысл, 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
7. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
8. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Конспект: «Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе», «Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс» // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 186-191
2. Конспект: «Психофизическая проблема» // Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006. С. 223-244.
3. Начертить и описать схему «Модель функциональной системы П.К. Анохина» // Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 49.
Темы рефератов:
1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.
2. Проблема локализационизма-антилокализационизма: аргументы за и против.
Программированный контроль знаний: