Основоположником развивающего обучения в отечественной психологии был

R Выготский Л.С.

£ Рубинштей С.Л.

£ Занков Л.В.

£ Давыдов В.В.

£ Леонтьев А.Н.

Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал

R Л.С. Выготский

£ С.Л. Рубинштейн

£ А.Н. Леонтьев

£ Дж. Брунер

£ Э.Торндайк

В теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, основным является понятие

£ экстериоризации

£ ассоциации

R интериоризации

£ мотивации

£ установки

В теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, основным является понятие

£ экстериоризации

£ ассоциации

R интериоризации

£ мотивации

£ установки

Автором учения о физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано

£ И.М. Сеченовым

£ И.П. Павловым

£ П.К. Анохиным

R Н.А. Бернштейном

£ А.А. Ухтомским

Согласно классификации Б.М. Теплова выделяют следующие виды ощущений

R экстерорецепторы

R интерорецепторы

£ эпикритические

£ протопатические

£ параприоцептивные

Исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители было особенностью

R реактологии

£ рефлексологии

£ педологии

£ этологии

£ биологии

Теорию деятельности и представление о ее структурности в психологии разработал

£ М.Я. Басов;

R А.Н. Леонтьев;

£ Д.Н. Узнадзе;

£ Г.И. Челпанов

£ П.Я. Гальперин

Создателем отечественной школы нейропсихологии является

R А.Р. Лурия;

£ С.Л. Рубинштейн;

£ Л.С. Выготский;

£ Б.В. Зейгарник

£ Л.С. Цветкова

Основоположник отечественной психологии Л.С. Выготский разработал

R культурно-историческую концепцию;

£ теорию установки;

£ теорию деятельности

£ ассоциативную теорию

£ теорию функциональных систем

Автором теории установки был

R Д.Н. Узнадзе;

£ Г.И. Челпанов;

£ А.Ф. Лазурский;

£ А.Р. Лурия

£ Н.А. Бернштейн

Леонтьев А.Н. выделяет следующие стадии в эволюции психики животных

R стадия интеллекта

£ стадия элементарной сенсорной психики

£ стадия перцептивной психики

R стадия элементарной сенсорной психики (низший и высший уровни)

R стадия перцептивной психики (низший и высший уровни)

В каком направлении психологии и 20-е годы начинает интенсивно развиваться отечественная психология труда?

£ педология

R психотехника

£ реактология

£ этологии

£ биологии

Основатель и первый директор Московского психологического института

R Г.И. Челпанов

£ К.Н. Корнилов

£ И.П. Павлов

£ Д.Н. Узнадзе

£ Леонтьев А.Н.

Была объявлена «лженаукой» в 1936г.

£ реактология

£ рефлексология

R педология

£ психотехника

£ генетика

Теорию деятельности и представления о ее структурности в психологии разработал

£ М.Я. Басов

R А.Н. Леонтьев

£ Д.Н. Узнадзе

£ Г.И. Челпанов

£ К.Н. Корнилов

Направление в советской психологии 20-х годов, исследующее поведение как совокупность реакций человека на биосоциальные раздражители

R реактологии

£ рефлексология

£ педология

£ психотехника

£ генетика

Динамический метод изучения реакции был разработан

R К.Н. Корниловым

£ П.П. Блонским

£ Г.И. Челпановым.

£ С.Л. Рубинштейн

£ А.Н. Леонтьев

Автор теории установки

R Д.Н. Узнадзе;

£ Г.И. Челпанов;

£ А.Ф. Лазурский;

£ А.Р. Лурия.

Создателем отечественной школы нейропсихологии является

R А.Р. Лурия;

£ С.Л. Рубинштейн;

£ Л.С. Выготский;

£ Б.В. Зейгарник.

Создатели отечественной дифференцальной психофизиологии

R Б.М. Теплов

R В.Д. Небылицын

£ М.И. Лисина

£ Л.И. Божович

£ Д.Б. Эльконин

Автор теории поэтапного формирования умственных действий

£ А.Р. Лурия

R П..Я. Гальперин

£ А.Г. Асмолов

£ А.В. Петровский

£ А.А. Смирнов

Семинарское занятие № 6 (4 часа)

Тема: Понятие о психике

Цель: формирование представлений о природе и функциях психики в жизнедеятельности человека и человеческих общностей, о физиологических основах психики и принципах переработки информации в ЦНС человека; о взаимосвязи психики и мозга (принципы и общие механизмы связи).

Организационная форма занятия:семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Природа и формы проявления психики человека.

2. Функции психики.

3. Физиологические основы психики человека.

4. Взаимосвязь психики и мозга человека.

· модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову;

· учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений;

· психофизиологическая поведенческая теория К. Халла;

· модель функциональной системы по П.К. Анохину;

· функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия.

5. Психофизическая проблема в психологии.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен иметь представление о психике как свойстве высокоорганизованной материи, о природе и механизмах, проявления психики человека; знать понятия «раздражимость», «чувствительность», «поведение», «сознание»; дифференцировать основные различия чувствительности по сравнению с раздражимостью; рассмотреть особенности поведения как процесса приспособления к условиям внешней среды. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о строении нервной системы человека, ее центральной и периферической частях; о строении отдельного нейрона и принципах его работы; о понятии и видах рецепторов; о структуре и основных полях коры головного мозга; о понятии анализатора; о представительстве основных психических процессов и состояний человека в коре головного мозга; о роли и функциях ретикулярной формации. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По четвертому вопросу: студент должен иметь представление о соотношении психических явлений с работой мозга; знать особенности модели концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову и Ч.И. Измайлову; проследить эволюцию условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до настоящего времени; изучить основные положения учения Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений; охарактеризовать психофизиологическую поведенческую теорию К. Халла; изучить концепцию регуляции поведенческого акта П.К. Анохина и знать понятия «функциональная система», «обстановочная афферентация», «обратная афферентация», «ориентировочная реакция», «акцептор результата действия»; рассмотреть основные функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением, особое внимание уделить проблеме взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По пятому вопросу: студент должен иметь представление о психофизической проблеме в психологии; знать принципы психофизического взаимодействия и психофизического параллелизма; рассмотреть ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

Основные понятия: психика, раздражимость, чувствительность, поведение, сознание, центральная нервная система, нейрон, анализатор, функциональная система, рецептор, обстановочная афферентация, обратная афферентация, ориентировочная реакция, акцептор результата действия, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, функциональные блоки мозга, локализационизм, антилокализационизм.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – Т.1. – М., 1970.

2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». — М.: Смысл, 2003.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

7. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

8. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект: «Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе», «Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс» // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 186-191

2. Конспект: «Психофизическая проблема» // Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006. С. 223-244.

3. Начертить и описать схему «Модель функциональной системы П.К. Анохина» // Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 49.

Темы рефератов:

1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

2. Проблема локализационизма-антилокализационизма: аргументы за и против.

Программированный контроль знаний:

Наши рекомендации