Тема: Психология в России в советский и постсоветский периоды

Цель: рассмотреть основные направления и особенности развития отечественной психологии в советский и постсоветский периоды.

Организационная форма занятия:семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Общая характеристика российской психологии предреволюционного периода.

2. Основные научные течения в российской психологии в 20-40-е годы XX века:

а) поведенческие направления – рефлексология, реактология К.Н. Корнилова,

б) постановка проблем предмета и метода психологии в трудах М.Я. Басова,

в) П.П. Блонский – психология развития ребенка,

г) Л.С. Выготский: теория развития высших психических функций человека.

3. Российская психология во второй половине XX века:

а) психологические аспекты деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна,

б) деятельность как предмет и как метод исследования (А.Н. Леонтьев),

в) психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин),

г) вклад А.Р. Лурии в развитие отечественной психологии.

4. Современное состояние и тенденции развития психологии.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен дать общую характеристику российской психологии предреволюционного периода. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные научные течения в российской психологии в 20-40-е годы XX века: поведенческие направления – рефлексология, реактология К.Н. Корнилова, постановка проблем предмета и метода психологии в трудах М.Я. Басова, психология развития ребенка П.П. Блонского, теория развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать основные научные течения в российской психологии во второй половине XX века: психологические аспекты деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна, деятельность как предмет и как метод исследования (А.Н. Леонтьев), психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин), вклад А.Р. Лурии в развитие отечественной психологии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По четвертому вопросу: студент должен охарактеризовать современное состояние и тенденции развития психологии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

Основные понятия: педология, рефлексология, психотехника, реактология.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Лучинин А.С. История психологии. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

3. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в. – М., 1980.

4. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.

5. Якунин В.А. История психологии. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.

6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psychology.net.ru – «Мир психологии»

2. http://azps. ru – «А.Я. Психология»

3. bookap.by.ru – библиотека психологической литературы

4. http: //www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»

5. http: //www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»

6. http: //www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

7. http: //magazine.mospsy.ru – «Московский психологический журнал»

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Заполнить таблицу «Итоги развития психологии в советский и постсоветский периоды»:

Хронология Представители Основные идеи
     

2. Конспект: «Современное состояние и тенденции развития психологии» // Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005. С. 301-365.

3. Заполнить таблицу «Основные этапы развития психологии»:

Этап и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования Основные достижения
Современная психология, 60-е-годы - конец XX в.      

Темы рефератов:

1. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России.

2. Основные вехи развития святоотеческих психологических воззрений в конце XIX- начале XX вв.

3. Работы советских психологов в годы Великой Отечественной войны.

4. Российская психология сегодня: новые направления исследования.

Программированный контроль знаний:

1. Основателем первого в России Психологического института при Московском университете был

R Г.И. Челпанов

£ П.П. Блонский

£ Л.С. Выготский

£ И.М. Сеченов

Наши рекомендации