Тема: Психология в России в советский и постсоветский периоды
Цель: рассмотреть основные направления и особенности развития отечественной психологии в советский и постсоветский периоды.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Общая характеристика российской психологии предреволюционного периода.
2. Основные научные течения в российской психологии в 20-40-е годы XX века:
а) поведенческие направления – рефлексология, реактология К.Н. Корнилова,
б) постановка проблем предмета и метода психологии в трудах М.Я. Басова,
в) П.П. Блонский – психология развития ребенка,
г) Л.С. Выготский: теория развития высших психических функций человека.
3. Российская психология во второй половине XX века:
а) психологические аспекты деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна,
б) деятельность как предмет и как метод исследования (А.Н. Леонтьев),
в) психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин),
г) вклад А.Р. Лурии в развитие отечественной психологии.
4. Современное состояние и тенденции развития психологии.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен дать общую характеристику российской психологии предреволюционного периода. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные научные течения в российской психологии в 20-40-е годы XX века: поведенческие направления – рефлексология, реактология К.Н. Корнилова, постановка проблем предмета и метода психологии в трудах М.Я. Басова, психология развития ребенка П.П. Блонского, теория развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать основные научные течения в российской психологии во второй половине XX века: психологические аспекты деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна, деятельность как предмет и как метод исследования (А.Н. Леонтьев), психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин), вклад А.Р. Лурии в развитие отечественной психологии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
По четвертому вопросу: студент должен охарактеризовать современное состояние и тенденции развития психологии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
Основные понятия: педология, рефлексология, психотехника, реактология.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Лучинин А.С. История психологии. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
3. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в. – М., 1980.
4. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
5. Якунин В.А. История психологии. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.
6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru – «Мир психологии»
2. http://azps. ru – «А.Я. Психология»
3. bookap.by.ru – библиотека психологической литературы
4. http: //www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»
5. http: //www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»
6. http: //www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»
7. http: //magazine.mospsy.ru – «Московский психологический журнал»
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполнить таблицу «Итоги развития психологии в советский и постсоветский периоды»:
Хронология | Представители | Основные идеи |
2. Конспект: «Современное состояние и тенденции развития психологии» // Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005. С. 301-365.
3. Заполнить таблицу «Основные этапы развития психологии»:
Этап и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования | Основные достижения |
Современная психология, 60-е-годы - конец XX в. |
Темы рефератов:
1. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России.
2. Основные вехи развития святоотеческих психологических воззрений в конце XIX- начале XX вв.
3. Работы советских психологов в годы Великой Отечественной войны.
4. Российская психология сегодня: новые направления исследования.
Программированный контроль знаний:
1. Основателем первого в России Психологического института при Московском университете был
R Г.И. Челпанов
£ П.П. Блонский
£ Л.С. Выготский
£ И.М. Сеченов