Всего учебных занятий – 68 часов
В том числе:
Аудиторных 34 час, из них
Лекций- 20 часов
Практических – 14 часов
Самостоятельных -34 часов
Итоговый контроль –экзамен
Сыктывкар 2008
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Составитель (или автор) УМК
Должность, звание ст. преподаватель каф. псих.___________ Усманова Е.А. _______________________ (подпись)
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана
Специальности 020400 «Психологии»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры психологии
Протокол заседания №___________ 9 от «17» декабря 2008 г.
Заведующий кафедрой
д.м.н. проф.____________В.В. Нагаев
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета психологии и социальной работы
к.эк.н. доцент ___________Л.И. Быковская
(подпись)
Пояснительная записка
Спецкурс «Организационная психология» разработан для студентов специальности «Психология» и является в содержательном плане логическим продолжением дисциплин «Социальная психология», «Психология менеджмента», «Психология управления персоналом». Преемственность с данными дисциплинами обеспечивается благодаря общности проблематики и используемой терминологии, а также методологии прикладных психологических исследований.
В основе спецкурса лежит широкий круг психологических проблем управления производственными и социальными организациями. В последние десятилетия наблюдается количественный рост исследований, охватывающих широкий круг психологических проблем управления организациями, расширяется сфера профессиональной деятельности практических психологов, их участие в организационной диагностике и консультировании.
В связи с этим разработанный спецкурс носит ярко выраженный прикладной характер, интегрирующий в себе теоретические и практические знания, полученные студентами в предыдущих курсах.
Цельюданного курса является систематическое изложение основных положений организационной теории в соединении с основными психологическими теориями и подходами применительно к практике управления различными организациями. Представленный в данном курсе материал знакомит студентов с разработкой важнейших проблем управления как в России, так и за рубежом. Современное усложнение систем управления, возрастание в жизни общества производственных и социальных организаций требует от психологов-исследователей и практиков не толькоузко-предметныхзнаний, но и навыков организационного изучения, анализа и консультирования.
В связи с этим задачи данного курса состоят в систематизации знаний студентов в области управления современными организациями, организационным поведением, психологическим климатом и корпоративной культурой, а также в усвоении специфики организационного консультирования как одной из форм практической заботы и в развитии навыков проведения прикладных психологических исследований в организациях.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать:
· психологические аспекты управления современными организациями (основные теории и подходы);
· содержание и основные направления деятельности организационного психолога;
· этические требования к деятельности организационного психолога;
- уметь:
Ø разрабатывать программы организационной диагностики;
Ø составлять психологическую характеристику личности, группы, организации;
Ø разрабатывать психологические рекомендации для решения основных организационных проблем;
- владеть:
· методами и методиками групповой организационной диагностики;
· простейшими методами и приёмами организационного консультирования.
Спецкурс включает в себя 20 лекционных часов, 14 ч. семинарских и практических занятий, которые проводятся с использованием элементов деловых игр, метода групповой дискуссии, анализа конкретных ситуаций и т.п.
Формой промежуточного контроля является оценка работы студентов на семинарских и практических занятиях, выполнение ими аудиторной самостоятельной работы.
Формой итогового контроля является экзамен. Допуском к экзамену является качественное выполнение заданий из раздела «Самостоятельная работа».
Формой контроля работы студентов в течении семестра является текущая аттестация (2 раза в семестр: в конце октября и в середине декабря). Критериями получения аттестации является:
1. выступления на семинарских занятиях (1-2 раза);
2. качественное выполнение аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях;
3. качественное выполнение внеаудиторных письменных работ (из раздела «Самостоятельная работа»);
4. наличие конспектов пропущенных лекций и практических занятий.
Допуском к экзамену является получение 2-ой аттестации (в декабре).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | ||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||||
Всего | В том числе | |||||||
Лекции | Семинар | Практ. работа | Лаб. работа | |||||
1. | Организационная психология как научная дисциплина | |||||||
2. | Основные понятия теории организации | |||||||
Организационная структура и внешняя среда | ||||||||
Эффективность организации | ||||||||
Жизненный цикл и развитие организации | ||||||||
Организационные коммуникации | ||||||||
Организационная культура | ||||||||
Организационное поведение | ||||||||
Организационные конфликты | ||||||||
Командная работа в организации | ||||||||
Организационное консультирование | ||||||||
Психолог в организации | ||||||||
Итого |
Рабочая программа дисциплины
«Организационная психология»
Тема 1: «Организационная психология как научная дисциплина».
Предмет, объект, задачи и методы организационной психологии, её связь с другими науками. Прикладной характер организационной психологии.
История становления и развития организационной психологии в России и за рубежом. Технократический и гуманистический подходы к управлению и развитию организации. Патернализм в управлении организацией (американский и японский подходы).
Организация как сфера деятельности практического психолога. Организационная диагностика и организационное консультирование.
Тема 2: «Основные понятия теории организации».
Понятие организации с точки зрения системного подхода. Организация как открытая и закрытая система. Промышленная организация как социотехническая система. Роль организаций в жизнедеятельности общества.
Цели деятельности организации. Философия и миссия организации. Функции и типы организаций. Ключевые ресурсы организации. Характеристика человеческих ресурсов.
Стратегии организации и внешняя сфера. Конкурентные стратегии Портера.