Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 час, из них

Лекций- 20 часов

Практических – 14 часов

Самостоятельных -34 часов

Итоговый контроль –экзамен

Сыктывкар 2008

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель (или автор) УМК
Должность, звание ст. преподаватель каф. псих.___________ Усманова Е.А. _______________________ (подпись)

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана
Специальности 020400 «Психологии»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры психологии

Протокол заседания №___________ 9 от «17» декабря 2008 г.

Заведующий кафедрой
д.м.н. проф.____________В.В. Нагаев

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета психологии и социальной работы

к.эк.н. доцент ___________Л.И. Быковская

(подпись)

Пояснительная записка

Спецкурс «Организационная психология» разработан для студентов специальности «Психология» и является в содержательном плане логическим продолжением дисциплин «Социальная психология», «Психология менеджмента», «Психология управления персоналом». Преемственность с данными дисциплинами обеспечивается благодаря общности проблематики и используемой терминологии, а также методологии прикладных психологических исследований.

В основе спецкурса лежит широкий круг психологических проблем управления производственными и социальными организациями. В последние десятилетия наблюдается количественный рост исследований, охватывающих широкий круг психологических проблем управления организациями, расширяется сфера профессиональной деятельности практических психологов, их участие в организационной диагностике и консультировании.

В связи с этим разработанный спецкурс носит ярко выраженный прикладной характер, интегрирующий в себе теоретические и практические знания, полученные студентами в предыдущих курсах.

Цельюданного курса является систематическое изложение основных положений организационной теории в соединении с основными психологическими теориями и подходами применительно к практике управления различными организациями. Представленный в данном курсе материал знакомит студентов с разработкой важнейших проблем управления как в России, так и за рубежом. Современное усложнение систем управления, возрастание в жизни общества производственных и социальных организаций требует от психологов-исследователей и практиков не толькоузко-предметныхзнаний, но и навыков организационного изучения, анализа и консультирования.

В связи с этим задачи данного курса состоят в систематизации знаний студентов в области управления современными организациями, организационным поведением, психологическим климатом и корпоративной культурой, а также в усвоении специфики организационного консультирования как одной из форм практической заботы и в развитии навыков проведения прикладных психологических исследований в организациях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать:

· психологические аспекты управления современными организациями (основные теории и подходы);

· содержание и основные направления деятельности организационного психолога;

· этические требования к деятельности организационного психолога;

- уметь:

Ø разрабатывать программы организационной диагностики;

Ø составлять психологическую характеристику личности, группы, организации;

Ø разрабатывать психологические рекомендации для решения основных организационных проблем;

- владеть:

· методами и методиками групповой организационной диагностики;

· простейшими методами и приёмами организационного консультирования.

Спецкурс включает в себя 20 лекционных часов, 14 ч. семинарских и практических занятий, которые проводятся с использованием элементов деловых игр, метода групповой дискуссии, анализа конкретных ситуаций и т.п.

Формой промежуточного контроля является оценка работы студентов на семинарских и практических занятиях, выполнение ими аудиторной самостоятельной работы.

Формой итогового контроля является экзамен. Допуском к экзамену является качественное выполнение заданий из раздела «Самостоятельная работа».

Формой контроля работы студентов в течении семестра является текущая аттестация (2 раза в семестр: в конце октября и в середине декабря). Критериями получения аттестации является:

1. выступления на семинарских занятиях (1-2 раза);

2. качественное выполнение аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях;

3. качественное выполнение внеаудиторных письменных работ (из раздела «Самостоятельная работа»);

4. наличие конспектов пропущенных лекций и практических занятий.

Допуском к экзамену является получение 2-ой аттестации (в декабре).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинар Практ. работа Лаб. работа
1.   Организационная психология как научная дисциплина    
2. Основные понятия теории организации      
Организационная структура и внешняя среда    
Эффективность организации      
Жизненный цикл и развитие организации      
Организационные коммуникации      
Организационная культура    
Организационное поведение    
Организационные конфликты    
Командная работа в организации    
Организационное консультирование    
Психолог в организации      
  Итого    

Рабочая программа дисциплины

«Организационная психология»

Тема 1: «Организационная психология как научная дисциплина».

Предмет, объект, задачи и методы организационной психологии, её связь с другими науками. Прикладной характер организационной психологии.

История становления и развития организационной психологии в России и за рубежом. Технократический и гуманистический подходы к управлению и развитию организации. Патернализм в управлении организацией (американский и японский подходы).

Организация как сфера деятельности практического психолога. Организационная диагностика и организационное консультирование.

Тема 2: «Основные понятия теории организации».

Понятие организации с точки зрения системного подхода. Организация как открытая и закрытая система. Промышленная организация как социотехническая система. Роль организаций в жизнедеятельности общества.

Цели деятельности организации. Философия и миссия организации. Функции и типы организаций. Ключевые ресурсы организации. Характеристика человеческих ресурсов.

Стратегии организации и внешняя сфера. Конкурентные стратегии Портера.

Наши рекомендации