Общение как область социальной психологии. Теоретические подходы к проблеме общения в социальной психологии.
Категория «общение» является одной из центральных в социальной психологии. Общение рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологии относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл самоформирования личности. С связи с этим психология рассматривает потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причём последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, которая представляет специфические формы совместной деятельности людей, т.е. общение – форма общественной деятельности. Деятельность и общение понимаются как две стороны социального бытия человека: 1) общение понимается как элемент деятельности, а сама деятельность рассматривается как условие общения; 2) общение интерпретируют и как особый вид деятельности.
В современной науке существует более ста определений понятия "общение". Вот некоторые из них:
а) общение – сторона предметной деятельности индивида; б) общение - один из видов социальной деятельности личности; в) общение и деятельность - две стороны общественного бытия, представляющих одно целое; г) общение - совокупность различных видов психологических контактов между людьми; д) общение - есть сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями в целях понять намерения собеседника и другие.
Существует ряд определений процесса общения:
- Сухов А.Н.: процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, её восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
- В.В.Знаков: «общение – это такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которых формируются межличностные отношения между ними».
Выделяют три основных подхода к изучению проблемы общения в социальной психологии: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракционный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения).
Информационные подходы были развиты в основном в 30 – 40-ые годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований в них является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» - сообществами, организациями, индивидами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:
1. Содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т.д.);
2. Человек (его тело, глаза, руки, поза) образуют своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после её восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
3. Принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.
Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой.
Второе направление исследований возникло в 60-ые годы. Основным предметом этого направления явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях.
Интеракционные подходы были развиты в 60 – 70-ые годы и рассматривающие общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.д.). В рамках этого подхода разработано 5 наиболее важных моделей структурирования и управления ситуации социального присутствия при помощи средств поведения:
1. Лингвистическая модель. Основное положение модели – несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара, состоящего из 50 – 60 элементарных движений и поз тела человека. Следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются так, как организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.
2. Модель социального навыка считает, что коммуникационные акты подобны другим видам социальных умений и навыков, которые организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных шагов.
3. Равновесная модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации (диалог – монолог, вопросы - ответы и др.).
4. Программная модель социального взаимодействия постулирует, что структура ситуации взаимодействия порождается благодаря действию трех видов программ: программы координации движений, программы контроля изменения видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности, программы управления комплексной задачей метаобщения (модификации самой процедуры изменений). Эти программы усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретного сообщества и культуры.
5. Системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностных трансакций. До настоящего времени проанализированы две такие системы: система поведения, управляющая обменом речевых высказываний и система поведения, управляющая использованием пространства и территории взаимодействия.
Реляционный подход начал постепенно развиваться с середины 50-ых годов. Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. С точки зрения этого подхода взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов, т.е. взаимоотношения существуют на надиндивидуальном уровне.