Развитие речи в связи с изучением языка.
Первоначально существует большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный словарь), и количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Ещё сохраняется и недостаточная точность значения слов.
Обучение языку в школе сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка. Ребёнок приобретает способность анализировать и обобщать звуки речи. Письменная речь первоначально отстаёт от устной, но потом является доминирующей.
22. Внимание как психический процесс. Проблема самостоятельности внимания как психического явления. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Основные теории внимания.
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чём-либо определённом некоторое время.
Некоторые считают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность невозможна без внимания, а само оно требует проявления определённых волевых усилий.
Основные характеристики.
Направленность психической деятельности – выделение из окружения значимых предметов, явлений или выбор определённого рода психической деятельности. Сохранение деятельности на определённый промежуток времени.
Сосредоточенность – степень углублённости в деятельность, отвлечения от всего постороннего.
Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углублённостью в занятие.
Внимание и сознание.
Некоторые психологи полагают, что правильным определением сознания будет внимательность. То, что мы осознаём, на то направлено наше внимание.
Большой круг – зона неясного сознания. Малый круг – зона ясного и отчётливого сознания или зона внимания. Т.е. внимание иногда отождествляют с сознанием.
Основные теории внимания.
Принцип доминанты Ухтомского А. А. В мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров и придающий направленность поведению. Происходит накапливание и суммирование нервных импульсов с одновременным подавлением активности других центров. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что объясняет нервный механизм поддержания интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага являются не только внешние раздражители, но и внутреннее состояние нервной системы.
Закон индукции нервных процессов Ч. Шеррингтона. Возбуждение, возникающее в одной области коры ГМ, вызывает торможение в других её областях (одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Деятельность других участков ГМ в это время связана с неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Моторная теория внимания Т. Рибо. Внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Внимание включает в себя комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Особую роль Рибо отводил движениям (лица, туловища, конечностей), которые считал необходимым условием поддержания внимания на данном уровне.
Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. Она внутренне выражает состояние внимания. Под её влиянием происходит выделение определённого образа или впечатления, который становится объектом внимания. Этот процесс был назван объективацией.
Основные виды внимания. Факторы непроизвольного внимания. Особенности и социальные факторы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.
Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольноевнимание – возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, без волевых усилий.
Произвольноевнимание – оно управляется сознательной целью, выработано в результате трудовых усилий.
Послепроизвольноевнимание – первоначально требует волевых усилий, носит целенаправленный характер, но затем достижение цели происходит без волевых усилий.