Психологические теории эмоций.

В течение длительного времени существовал вопрос о природе эмоций. Органические проявления эмоций – это следствие психических явлений или наоборот: психические проявления эмоций – следствие их органических проявлений.

Теория эмоций Джемса – Ланге.

Возникновение эмоций обусловлено изменениями в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов, которые вызываются внешними воздействиями. По Джемсу, «мы печалимся, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся, потому что смеёмся». Периферические органические изменения считаются первопричиной эмоций.

Теория эмоций У. Кэннона.

У. Кэннон привёл много возражений к теории Джемса – Ланге. Он считал, что телесные процессы при эмоциях целесообразны. Они служат предварительной настройкой организма к ситуациям, требующим повышенного расхода энергии. Эмоциональные переживания и изменения возникают в таламусе.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение или диссонанс.

Диссонанс – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте.

Консонанс – позитивное эмоциональное состояние, когда ожидания подтверждаются.

Значение эмоций в жизни человека. Развитие эмоций в онтогенезе. Органические потребности и эмоции. Фрустрация. Роль совместной деятельности взрослого и ребенка в формировании эмоций. Эмоции и регуляция поведения. Основные функции эмоций.

На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Наиболее ранние проявления эмоций связаны с органическими потребностями. Проявление удовольствия – неудовольствия, страха и гнева.

В 2 – 3 года проявляются сочувствие и сострадание. Положительные эмоции развиваются постепенно через игру и исследование. Эмоциональные состояния у детей возникают внезапно, протекают бурно и также быстро исчезают. Более значительный контроль эмоций лишь в старшем дошкольном возрасте.

Наиболее ранние проявления эмоций связаны с органическими потребностями: еда, сон и т.п.

Фрустрация– эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Если часто повторяется в раннем детстве, то закрепляет вялость, безразличие, безынициативность или агрессивность, завистливость и озлобленность.

Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого (забота о младших братьях и сёстрах или о домашних животных).

Дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры бОльшую агрессивность, чем те, которых наказывали не слишком строго. Дети, которых за агрессию к куклам наказывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.

Эмоции участвуют в регуляции поведения. Чувства позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Чувства выполняют предынформационную или сигнальную функцию. Они сигнализируют человеку, как идёт процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречаются на пути, на что обращать внимание и т.д. Эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Основные функции эмоций: отражательная, побудительная, подкрепляющая, переключательная, приспособительная, коммуникативная.

Отражательная функция выражается в обобщённой оценке событий. Определение полезности или вредности воздействующих факторов и соответствующая реакция.

Побудительная (стимулирующая) функция. Эмоции или чувства способствуют определению направления поиска для удовлетворения потребности или решения задачи.

Подкрепляющая функция состоит в том, что чувства принимают непосредственное участие в обучении. Эмоции успеха-неуспеха способны привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности. События, вызывающие сильную эмоцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате определяется доминирующая потребность.

Приспособительная функция. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации позволяют передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Наши рекомендации