Вопрос 1- предмет, задачи психологии
Вопрос 1- предмет, задачи психологии
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать психические образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью; общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Задачи: объяснить психику человека как важнейшее его свойство и её качество в решении проблем. Раскрыть личность как феномен человека. Обосновать место психологии среди других наук.
1) Теоретическое переосмысление психической организации человека с учётом результатов современных исследований в физиологии, нейрофизиологии, социологии и др. науках.
2) Разработка псих. Инструментария для качественной и оперативной диагностики псих. характеристик Человека
3) Участие в решении комплексных глобальных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор.
4) Содействовать нейтрализации негативных психических последствий разного рода катастроф, войн.
5) Реализация прикладных программ в самых разных сферах(бизнес, семья, досуг).
6) Реализация проблем повышения психологической культуры людей, что позволяет им в большей степени использовать внутренние ресурсы для достижения своих жизненных целей.
ЛИЧНОСТЬ –это человек с присущими ему индивидуальными и психологическими особенностями. Личностью человек становится только в обществе.
ИНДИВИД— единичный, отдельный представитель человеческого рода в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности.
Предмет:предмет исследования –психика человека и животных, факты, закономерности, механизмы психики, жизнедеятельность человека-псих.процессы, свойства и состояния.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженное окончание. Выделяют психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, представления), эмоциональные и волевые.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.
Регуляция поведения и деятельности.
С помощью психики человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
Отражение воздействий окружающей действительности.
Осознание человеком своего места в окружающем мире.
Эта функция, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире.С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Вопрос 24 – свойства образа восприятия
ВОСПРИЯТИЕ — психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Завершается формированием психического образа.
Свойства восприятия
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
Вопросы 26 – Мышление как психический процесс. Особенности мышления человека.
Мышление-психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженное окончание. Выделяют психические процессы : познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, представления), эмоциональные и волевые.
АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей; степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.
Мышление почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Характеристики:-обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
-опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу.
-решением той или иной задачи,. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.
-Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.
АНАЛОГИЯ.
Операции мышления:
анализ - расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы
синтез - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему);
На основе этих операций строятся все остальные, более сложные операции мышления:
сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.
абстрагирование- форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей
обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области
классификация - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
аналогия - сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.
Вопрос 1- предмет, задачи психологии
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать психические образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью; общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Задачи: объяснить психику человека как важнейшее его свойство и её качество в решении проблем. Раскрыть личность как феномен человека. Обосновать место психологии среди других наук.
1) Теоретическое переосмысление психической организации человека с учётом результатов современных исследований в физиологии, нейрофизиологии, социологии и др. науках.
2) Разработка псих. Инструментария для качественной и оперативной диагностики псих. характеристик Человека
3) Участие в решении комплексных глобальных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор.
4) Содействовать нейтрализации негативных психических последствий разного рода катастроф, войн.
5) Реализация прикладных программ в самых разных сферах(бизнес, семья, досуг).
6) Реализация проблем повышения психологической культуры людей, что позволяет им в большей степени использовать внутренние ресурсы для достижения своих жизненных целей.
ЛИЧНОСТЬ –это человек с присущими ему индивидуальными и психологическими особенностями. Личностью человек становится только в обществе.
ИНДИВИД— единичный, отдельный представитель человеческого рода в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности.
Предмет:предмет исследования –психика человека и животных, факты, закономерности, механизмы психики, жизнедеятельность человека-псих.процессы, свойства и состояния.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженное окончание. Выделяют психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, представления), эмоциональные и волевые.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.