Переключение и распределение внимания
Цель. Оценка переключения и распределения внимания.
Оборудование. Красно-черные таблицы Шульте, секундомер.
Ход работы. Исследование проводится в парах испытуемый и экспериментатор с помощью специальных таблиц, на которых в 49 клетках размещены числа красного и черного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность их запоминания. Работа провидится в три серии. В первой серии испытуемый должен отыскать и указать черные числа в порядке возрастания, во второй серии - красные числа в убывающем порядке. Цвет называть не надо. Задание третьей серии заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке. В каждой серии фиксируются время выполнения задания и количество ошибок. Результаты заносятся в таблицу (см. табл. 16).
Основной показатель - время выполнения.
Таблица 16
Результаты выполнения заданий
№ п/п | 1 серия | 2 серия | 3 серия | |||
время | ошибки | время | ошибки | время | ошибки | |
Обработка результатов.1. Вычислить время переключения внимания по формуле:
Т = Т3 - (Т1+Т2),
где Т1 - время, затраченное испытуемым на выполнение задания первой серии,
Т2 - время выполнения задания второй серии,
Т3 - время выполнения задания третьей серии.
Анализ и интерпретация результатов.При анализе результатов можно оценивать показатель переключаемости внимания по следующим уровням:
а) если затрачено времени от 0 до 90 сек. - высокий уровень;
б) если затрачено времени от 90 до 200 сек. - средний уровень;
в) если затрачено времени от 200 сек. и далее низкий уровень.
Если время переключения оказывается меньше или равно 0, то опыт необходимо повторить.
Литература
1. Психологический словарь./Под ред. В.П.Зинченко. М., Педагогика-Пресс, 1998. с.48.
2. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., Российское педагогическое агентство, 1998. 272 с.
3. Психологические исследования. Сост. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В., Москва-Воронеж, 1996. С.36-39.
4. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. С.87.
ВООБРАЖЕНИЕ
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку.
Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.
Репродуктивное воображение состоит в создании новых образов на основе описаний объектов, сделанных другими людьми. Творческое воображение - вид воображения, направленный на самостоятельное создание новых общественно значимых образов, составляющий основу творчества.
Воображение неразрывно связано с процессом памяти и состоит в переработке прошлого опыта, оно преобразует те образы, которые закреплены в памяти. Одновременно создание новых образов и ассоциаций является средством облегчающим запоминание.
Воображение также взаимосвязано с процессом восприятия. С одной стороны, оно использует текущие образы восприятия для создания новых образов, а с другой стороны, включается в восприятие и влияет на создание субъективного образа воспринимаемых предметов (для иллюстрации используется репродукция С.Дали "Христос на кресте").
Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.
Как своеобразная форма отражения действительности воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; - способствует предвосхищению будущего; "оживляет" то, что было ранее.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных.
Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.
Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особую форму воображения образует мечта, она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения результата.
Воображение осуществляется с помощью ряда специальных приемов, к которым относятся следующие. Агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" частей, имеющихся образов и представлений. Акцентирование (заострение) - создание новых образов путем подчеркивания (уменьшения, увеличения, многократного повторения) тех или иных черт. Гиперболизация - характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей. Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
Лабораторная работа № 20
Воссоздающее воображение
Цель. Выявить особенности воссоздающего воображения, обусловленные характером текста, лежащего в его основе.
Оборудование. Художественный и научный тексты, секундомер.
Текст 1.
Психопатии впервые блестяще описаны И.М.Балинским, В.Х.Кандинским, Ф.И.Герцогом, Л.И.Ковалевским, П.Б.Ганнушкиным, в настоящее время встречаются довольно редко.
Тем не менее и отдельные случаи требуют подчас от психиатра серьезной работы для выяснения этиопатогенеза, определения терапии, условий ухода, реабилитации, ресоциализации.
Большинство психиатров придерживаются мнения, что лечить психопатов - дело нелегкое. Блейлер даже считает, что вообще с ними как-нибудь "надо мириться". С этим, конечно, согласиться нельзя. Каждому врачу известно, что один психопат в общем психиатрическом отделении может принести больше хлопот врачу и всему обслуживающему персоналу, чем десяток психически больных, находящихся в возбужденном состоянии. Такое положение может создаться тогда, когда психопат увидит (а он за этим следит) недостатки в работе медицинского персонала. Психопат гипертрофирует их, угрожает подачей жалоб в самые различные инстанции и, таким образом, может до известной степени взять в руки обслуживающий персонал, командовать им. Четкость в работе, дисциплинированность, тактичность медицинского персонала по отношению ко всем больным и, в частности, к психопатам лишает последних почвы для каких-либо эксцессов.
Текст 2.
Пан Данило снял с себя пояс, бросил вниз саблю, чтоб не звенела, и, ухватясь за ветви, поднялся вверх. Окошко все еще светилось. Присевши на сук, возле самого окна, уцепился он рукою за дерево и глядит: в комнате и свечи нет, а светит. Вот творилась без скрыпа дверь. Входит кто-то в красном жупане и прямо к столу, накрытому белой скатертью. "Это он, это тесть!" Пан Данило стал вглядываться и не заметил уже на нем красного жупана; вместо того показались на нем широкие шаровары, какие носят турки; за поясом пистолеты; на голове какая-то чудная шапка, исписана вся не русскою и не польскою грамотою. Глянул в лицо - и лицо стало переменяться: нос вытянулся и повиснул над губами; рот в минуту раздался до ушей; зуб вытянулся изо рта, нагнулся на сторону, - и стал перед ним тот самый колдун, который показался на свадьбе у есаула. "Правдив твой сон, Катерина!" - подумал Бурульбаш.
Ход опыта. 1. Испытуемым зачитывают два текста. Их задача - внимательно слушать и представлять их содержание.
2. После ознакомления с текстами дать письменное образов психопата и колдуна, сделать рисунки.
Обработка результатов. Оценить воссозданные образы психопата и колдуна по следующим параметрам:
а) легкости создания; б) степени обобщенности; в) эмоциональности; г) четкости и ясности.
Анализ результатов. 1. Определить имеются ли различия в образах психопата и колдуна по указанным параметрам?
2. Сравнить образы, созданные разными испытуемыми и выявить возможные различия между ними.
3. Сделать вывод о влиянии исходного материала и личного опыта на воссоздающее воображение.
Лабораторная работа № 21
Творческое воображение
Цель. Оценить индивидуальные особенности творческого воображения и скорость протекания процесса воображения.
Оборудование. Бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шапка, дорога, ветер. Стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Ход работы. Испытуемые получают одинаковые бланки с напечатанными на них тремя словами. Бланки кладутся перед испытуемыми обратной стороной вверх, чтобы до получения инструкции они не прочитали предъявляемые слова.
Инструкция испытуемому. Прочитав слова, написанные на бланке, составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в них входили все три слова в возможно более оригинальном и остроумном сочетании. На работу отводится 10 минут.
Обработка результатов. 1. Оценить каждое предложение, придуманное испытуемым с помощью шкалы оценки творчества (см. табл. 17)
Таблица 17
Шкала оценки творчества
Пункт | Шкала оценки творчества | Оценка в баллах |
а | В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации | 6 баллов |
б | В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации | 5 баллов |
в | В предложении использованы все три слова в обычной комбинации | 4 балла |
г | Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации | 3 балла |
д | Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи | 2 балла |
е | Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение | 1 балл |
ж | Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями | 0,5 баллов |
з | Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов | 0 баллов |
2. Подсчитать общую сумму баллов по всем предложениям.
3. Определить максимальный балл, полученный испытуемым за самое остроумное и оригинальное предложение.
4. Подсчитать общее количество предложений, придуманных испытуемым.
3. Вычислить показатель скорости протекания процесса творческого воображения (Ктв) путем деления количества придуманных предложений на 10 минут. Данные испытуемых внести в сводную таблицу (см. табл. 18).
4. Вычислить средние значения по всем показателям.
Таблица 18
Показатели творческого воображения
№ п/п | Испытуемые | Сумма баллов | Максимальный балл | Общее количество предложений | Скорость процесса воображения |
Анализ результатов и интерпретация.Сравнить индивидуальные значения показателей со среднегрупповыми значениями и оценить особенности творческого воображения каждого испытуемого.
Лабораторная работа № 22