Зрительно-весовая иллюзия Шарпантье
Вводные замечания. Иллюзия представляет собой искаженное восприятие реальных предметов. В психологии восприятия известно большое количество иллюзий и множество теорий, объясняющих эти явления.
Всякая иллюзия иллюстрирует сложность процесса восприятия, его комплексность, вскрывает его механизмы, структуру и особенности возникающего образа.
Иллюзия Шарпантье (обман чувства тяжести, объемно-весовая иллюзия) состоит в следующем: из двух предметов одинакового веса, одинаковой фактуры, формы и цвета, но сильно различающихся по своему объему, меньший предмет кажется человеку, как правило, более тяжелым. По-видимому, имеет место полимодальность восприятия (совместное функционирование многих анализаторов: тактильного, проприоцептивного, зрительного, болевого). Учитываются также добытые в практике и наиболее часто встречающиеся соотношения между весом тел и их объемом, или между весом и фактурой тела.
Причем эта иллюзия имеет место лишь при такой оценке веса, которая сопровождается включенностью зрения. У испытуемых с завязанными глазами нет подобного обмана чувства тяжести.
Нет его и у детей в возрасте до 7 лет.
Отсутствие зрительно-весовой иллюзии (признак Демура) считается даже своеобразной патологией - признаком неразвитости свойства предметности и осмысленности восприятия.
Цель работы. Измерение зрительно-весовой иллюзии.
Оборудование. Комплект из трех кубиков, одинаковых по материалу и окраске, но различающихся по объему (величины ребер кубиков составляют 5 см, 8 см и 15 см). Вес каждого кубика равен 100 г, в них насыпают дробь. Кубики имеют по петле для взвешивания на пальце испытуемого. Для изменения веса кубиков также используют дробь.
Ход работы. Эксперимент состоит из двух серий: в первой испытуемый производит сравнение весов двух кубиков с участием зрения, во второй глаза испытуемого завязаны.
Серия 1. На указательные пальцы испытуемого навешивают по одному кубику, веса которых требуется сравнить и уравнять.
Меньшие кубики кажутся как правило тяжелее. Поэтому в больший добавляют дробинки до тех пор, пока кубики не покажутся испытуемому равновесным.
Вначале испытуемый сравнивает вес кубиков с ребрами 5 см и 15 см, затем с ребрами 8 см и 15 см.
Количество добавленных дробинок фиксируется протоколистом.
Далее процедура сравнивания повторяется еще раз, но размещение кубиков большой-маленький в правой-левой руке испытуемого теперь противоположное.
Серия 2 полностью аналогична первой, но глаза испытуемого закрыты плотной повязкой.
Инструкция испытуемому (серия 1). Исследуется точность оценки веса большого и маленького кубиков, которые будут навешены на ваши пальцы. Смотрите на кубики и говорите мне, какой из них тяжелее. Тогда я буду добавлять дробинки в дугой кубик до тех пор, пока вы не скажете, что кубики уравновешены.
Серия 2. Сравните, одинаков ли вес кубиков, навешенных на ваши правую и левую руки. Куда нужно добавить дробинок?
Скажите, когда веса будут уравнены.
Сразу при предъявлении каждой пары кубиков испытуемые сообщают, что они ощущают: а) равны или неравны кубики по весу; б) какой из кубиков, левый или правый, тяжелее. Сообщение испытуемого заносится в графу “Отчет испытуемого” (см. табл. 5).
Таблица 5
Определение величины зрительно-весовой иллюзии Шарпантье
Размеры кубиков | Отчет испыту-емого | Кол-во дро-бинок | Вес дро-бинок | Вес кубика | Величина иллюзии | Соотношение объемов | |
ле-во-го | правого | ||||||
1 серия | |||||||
2 серия | |||||||
Обработка результатов.1. Вычислить среднее (для каждой руки) количество дробинок, добавленных в серии № 1 по каждой паре кубиков, определить их вес и записать результаты:
P1 - кажущийся вес кубика с ребром 5 см;
P2 - кажущийся вес кубика с ребром 8 см;
P3 - исходный вес кубиков, равный 100 г.
2. Вычислить отношения P1/P3; P2/P3; V1/V3 и V2/V3 (где V объемы соответствующих кубиков).
Анализ результатов. 1. Определить, как влияет на величину иллюзии Шарпантье соотношение размеров сравниваемых кубиков?
2. Определить, имеется ли разница в величине иллюзии в первой и второй серии опыта?
Выводы. 1. Объяснить свои ощущения и причину обмана чувства тяжести.
2. Сделать вывод о влиянии соотношения размеров сравниваемых кубиков на оценку соотношения их веса.
3. Сделать выводы о роли зрения в возникновении объемно-весовой иллюзии.
Литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: РПА, 1998. - 272 с.
2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Пер. с английского под ред. и предисловием А.Р.Лурия. М., "Мир", 1974. С.12-61.
3. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., "Логос", 1994. С.210-221.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. 23-28 с.
5. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М., Просвещение, 1979. С.32-34.
ПАМЯТЬ
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Запоминание – это процесс памяти который состоит в закреплении новых образов, мыслей, движений и чувств путем их связывания с приобретенным ранее. Забывание – процесс памяти, в результате которого затрудняется или становится невозможной актуализация хранящегося в памяти материала. Воспроизведение – процесс памяти состоящий в актуализации закрепленного ранее содержания психики путем ее перевода из долговременной памяти в оперативную, в результате чего оно становится осознаваемой и может быть использовано для регуляции деятельности и поведения. Узнавание – это воспроизведение определенного содержания психики в условиях его повторного восприятия
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека, и запоминаемому содержанию различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем. Она служит основой формирования разнообразных двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни. Эмоциональная память – это память на чувства. Она способствует закреплению удачных действий, и предотвращает закрепление неудачных, побуждает выполнение одних действий и удерживает от других действий, лежит в основе способности сочувствовать другим людям и т.п. Образная память – это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные образы. Образы предметов и явлений, их отдельных свойств, закрепленные в памяти называются представлениями и являются компонентами знаний человека. Словесно-логическая память – это память на мысли. Она сохраняет систему знаний человека в понятийной форме. Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.
Лабораторная работа № 6