Семинар № 1. Ощущение как познавательный психический процесс
III семестр
Семинар № 1. Ощущение как познавательный психический процесс
Вопросы для обсуждения:
1. Ощущение как форма отражения реальности.
2. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность.
3. Временные характеристики ощущений.
4. Проблема выделения чистых ощущений. Метод аналитической интроспекции.
5. Классификация ощущений.
6. Проксимальный и дистальный стимулы.
Литература
Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1972.-С. 5-11; 40-58.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000.
Общая психология : в 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н.Гусев. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 11-41.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава VII. Ощущение и восприятие. — М., 1989 (и др. издания).
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 12-20,47-116; 217-228; 340-343; 444-446; 490-494.
Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М.; СПб., 2003.
Дополнительная
Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного развития. — М.; Воронеж, 2000. - С. 53-82.
Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. — М., 2006. — С. 15 — 24.
Веккер Л. М. Психика и реальность / под общей ред. А. В.Либина. — М., 1998. - С. 76-79, 106-121, 139-166.
Грегори Р. Разумный глаз. — М., 1972. — С. 180— 193.
Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987. — С. 3— 16.
Психология XXI века / ред. В.Н.Дружинин. — М., 2003. — С. 169— 173.
Семинар № 2. Психофизические законы. Измерение ощущений и порогов.
Вопросы для обсуждения:
1. Исследование сенсорных качеств (ощущений). Психофизика Г. Фехнера.
2. Методы измерения порогов. Закон Бугера – Вебера.
3. Психофизика С. Стивенса.
4. Теория обнаружения сигналов (основные понятия, используемые в данной теории: сигнал, чувствительность, рабочая характеристика приемника и др.).
Основная литература
1. Гусев А. Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. — 4-е изд. - М., 2006. - С. 25-64; 78-99; 160- 163; 178-204.
2. Общая психология : в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н.Гусев. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 116-223.
3. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. — М., 1999. - С. 242-249; 250-255; 256-270; 271-275; 275-282; 283-292; 293-306.
4. Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М., 2003. — С. 56 — 59; 76-79; 73-75; 77-88; 60-72; 243-253.
Дополнительная литература
1. Проблемы и методы психофизики / под ред. А. Г. Асмолова и М. Б. Михалевской. - М., 1974.-С. 107-116; 119-130; 71-76; 193— 194; 202 — 204; 208-211.
2. Психология XXI века/под ред. В.Н.Дружинина. — М., 2003. — С. 117 — 168.
Семинар № 3. Теории восприятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Теории, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория Э. Титченера, гештальтеория, экологическая теория Дж. Гибсона.
2. Теории, относящиеся к субъективно-отиентированному подходу: теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, теория перцептивных гипотез Дж. Брунера, теория перцептивного цикла У. Найссера.
3. Теория перцептивных действий.
Литература
Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1972.-С. 5-11; 40-58.
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000.
Общая психология : в 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н.Гусев. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 42-115.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава VII. Ощущение и восприятие. — М., 1989 (и др. издания).
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 12-20,47-116; 217-228; 340-343; 444-446; 490-494.
Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М.; СПб., 2003.
Дополнительная
Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного развития. — М.; Воронеж, 2000. - С. 53-82.
Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. — М., 2006. — С. 15 — 24.
Веккер Л. М. Психика и реальность / под общей ред. А. В.Либина. — М., 1998. - С. 76-79, 106-121, 139-166.
Грегори Р. Разумный глаз. — М., 1972. — С. 180— 193.
Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987. — С. 3— 16.
Психология XXI века / ред. В.Н.Дружинин. — М., 2003. — С. 169— 173.
Семинар № 7. Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Представление о субъекте мыслительной деятельности.
2. Мышление и мотивация. Принцип единства аффекта и интеллекта. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.
3. Мышление и целеобразование. Виды целеобразования в мыслительной деятельности. Понятие о задаче, ее структуре, условии. Специфика творческих задач. Виды проблемных ситуаций.
Литература
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.-Воронеж, 1996. 392 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Литература
1. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
IV семестр.
Литература
1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с.
2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Изд-во Тривола, 1996. – 600 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – С. 11-48, 247-298.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М.: Изд-во Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.
2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Литература
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.
2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Литература
1. Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Литература
1. Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 9. Память как совокупность процессов приема, преобразования и хранения информации.
Вопросы для обсуждения:
1. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.
2. Сенсорный регистр. Исследования иконической памяти.
3. Эхоическая память.
4. Кратковременная память.
5. Промежуточная память.
6. Долговременная память. Структура долговременной памяти.
7. Теории двойственности памяти и их критика.
8. Уровневая организация процессов памяти.
Литература
1. Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по общей психологии
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
Ощущение элементарный психический процесс: который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы. Отражение отдельных свойств предметов и явлений в ощущениях есть результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и др. воздействий). Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (боль, тепло, холод, давление), вкусовые, обонятельные. Ощущения являются основой более сложного вида познавательного процесса – восприятия. Восприятие представляет собой построение целостного образа предмета и явления, непосредственно действующего на органы чувств. В восприятии происходит, с одной стороны, синтез отдельных ощущений в целостный образ предмета, а с другой стороны, наполнение образа предметным значением.
Лабораторная работа № 1
Лабораторная работа № 2
Опыт1.
Оборудование. листы цветной бумаги размером 9х12; такого же размера папиросная бумага; кольца из бумаги серого цвета с диаметром 5 см.
Ход работы. Опыт проводится в условиях дневного или близкого к нему освещения. На стол перед испытуемым положить листы зеленой бумаги на середину которого кладут кольцо из серой бумаги, затем накрывают их папиросной бумагой. Кольцо фиксируется взором до тех пор, пока оно не приобретет соответствующий цветовой оттенок, т.е. возникает одновременный цветовой контраст. Аналогично проводятся опыты с другими основными цветами (красным, синим, желтым).
В протоколе делается запись о том, какой одновременный цветовой контраст возникает на каждом из четырех фоновых цветовых тонов; усиливают или ослабляют друг друга находящиеся рядом цвета; где наблюдается наиболее сильный эффект: в области фона, объекта или на границе между ними (см. таблицу 2).
Таблица 2
Протокол наблюдения одновременного и последовательного цветового контраста
Опыт1 | Опыт 2 | |||||||||||
Цвет фона | Контраст-ный цвет кольца | Цвета усиливаются или ослабляются | Зона наиболее сильного эффекта | Цвет квадрата | Контраст-ный цвет квадрата | Время | ||||||
Зеленый | Зеленый | |||||||||||
Красный | Красный | |||||||||||
Желтый | Желтый | |||||||||||
Синий | Синий | |||||||||||
Опыт 2.
Оборудование. цветные квадраты: зеленый, красный, желтый, синий размером 14х14 см и листы белой бумаги размером 30х40.
Ход работы. Расположив цветной квадрат на листе белой бумаги студенты фиксируют его взглядом в течение 20-40 сек. Затем квадрат убирают, а белый лист наблюдают до тех пор пока не возникнет цветной квадрат. Опыт проводится с квадратами всех имеющихся цветов.
Результаты опыта заносятся в протокол, отмечая цветовой тон последовательно возникающего квадрата и время, необходимое для возникновения цветового контраста при восприятии каждого цвета.(см. таблицу 2).
Обработка результатов. 1. Составить сводную таблицу индивидуальных данных о длительности возникновения последовательного цветового контраста при восприятии различных цветов (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Сводные данные о длительность возникновения последовательного цветового контраст
№ п/п | Цвет фона и время возникновения последовательного цветового контраста | Среднее время (tср) | |||
красный (tк) | желтый (tж) | синий (tс) | зеленый (tз) | ||
. . . | |||||
n |
2. Для каждого испытуемого вычислить среднее время возникновения цветового контраста по формуле:
tср = (tк + tж + tс +tз)/4,
где, tк, tж, tс, tз – длительность возникновения последовательного цветового контраста, соответственно при восприятии красного, желтого, синего и зеленого цветов.
Анализ результатов и выводы: 1. Определить, влияет ли цвет фона на одновременный цветовой контраст?
2. Как изменяется цвет объекта при одновременном цветовом контрасте?
3. В каком месте объекта наиболее сильно выражен цветовой контраст?
4. Определить как зависит последовательный цветовой контраст от цвета объекта?
5. Дать анализ связи цветового контраста с последействием наблюдаемого образа.
6. Определить, имеются ли индивидуальные различия в скорости возникновения последовательного цветового контраста.
Литература
1. Немов Р.С. Психология. Т.1. С.166-173.
2. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Составители Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Москва-Воронеж, 1996. С.6-9.
3. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И. Щербакова. М., Просвещение, 1979. 302 с.
4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. С.210- 221.
Лабораторная работа № 3
Восприятие отрезков времени
Вводные замечания.Восприятие времени заключается в отражении длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Апперцепция находит свое выражение в индивидуальных различиях восприятия.
Цель: выявить индивидуальные различия в восприятии временных интервалов.
Оборудование. секундомер.
Ход работы. студенты работают в паре испытуемый-экспериментатор. Экспериментатор задает испытуемому временной интервал и дает команду к началу опыта. Испытуемый, не пользуясь часами, должен выждать заданный интервал времени и просигналить о его окончании подъемом руки вверх. Длительность отмеренного испытуемым временного интервала экспериментатор фиксирует по секундомеру и результат заносит в таблицу (см. таблицу 3).
Таблица 4
Результаты оценки испытуемым временных интервалов различной длины
№ п/п | Заданный интервал времени | Отмеренный испытуемым интервал | Коэффициент точности (Кт) | Коэффициент точности (Кт.ср) |
Обработка результатов.1. Вычислить коэффициент точности оценки временных интервалов для каждого опыта отдельно по следующей формуле:
Кт = А х 100%,
С
где Кт - коэффициент точности оценки времени;
А - фактический отмеренный испытуемым временной интервал;
С - интервал, предложенный для оценки.
2. Вычислить средние значения коэффициента точности для каждого временного интервала (Кт.ср), сложив соответствующие значения коэффициента точности всех испытуемых и поделив полученную сумму на количество испытуемых.
3. По усредненным данным построить график зависимости точности оценки временных интервалов от их длительности.
Анализ результатов. 1. Определить, в каком диапазоне временных интервалов точнее всего воспринимает испытуемый промежутки времени? (80%<Кт<110%).
2. Какие временные интервалы переоценивает испытуемый? (Кт>100%).
3. Какие временные интервалы недооценивает испытуемый? (Кт<100%).
4. Определить, зависит ли средний коэффициент точности оценки временных интервалов от их длительности?
Вывод. 1. Сделать вывод о влиянии длительности временных интервалов на характер и точность их оценки.
2. Определить, имеются ли индивидуальные различия в оценке временных интервалов?
Лабораторная работа № 4
Опыт 1
Студенты получают вырезанные из бумаги квадрат (14х14 см) и кружок (диаметр 5 см). Дается задание: наилучшим, по их мнению, образом трижды разместить кружок на квадрате. Как правило, каждый из них размещает кружок при любой последовательности, но на таких позициях: в центре квадрата, по углам или на середине любой из сторон квадрата.
Таким образом выявляется предлагаемая Арнхеймом (4) единая структура зрительного восприятия: центр квадрата, его диагонали и середины сторон. В центре все силы находятся в состоянии равновесия, поэтому центральное расположение способствует наиболее спокойному состоянию. В центре же пересекаются силы образуемые вертикальными и горизонтальными осями квадрата. Точки расположенные на этих линиях, являются менее энергетичными и сильными, но и они обладают эффектом притягательного воздействия. Любое расположение объекта внутри квадрата, которое совпадает с одной из особенностей "структурного плана", будет вносить элемент стабильности при восприятии. Студенты уверенно воспроизводят именно такой план, как наиболее приемлемый и благоприятный для восприятия. Выявленная структурная схема отражает ряд закономерностей восприятия.
1. Неопределенное расположение объекта, колебание его в пространстве, затрудняет визуальную оценку, создает помехи перцептивному суждению наблюдателя. При неотчетливых ситуациях зрительно воспринимаемая модель перестает определять содержание того, что мы воспринимаем;
2. Восприятие всегда стремится к наиболее простой в структурном отношении конфигурации. В то же время элементы структуры должны находиться в состоянии равновесия: необходимо наличие двух или более сил, действующих в противоположных направлениях. Силы, которые находятся в равновесии остаются видимыми, воспринимаемыми (Лосенко "Подвиг киевлянина"). Стремительно бегущий юноша изображен в момент, когда он должен перепрыгнуть ручей.
Направление сил его движения физически ощутимо, ничто не придает ему собственной устойчивости. Равновесие фигуры воспринимается нами благодаря противоположному направлению бегущего коня на заднем плане и движения руки умирающего на земле воина.
3. Объект, расположенный в верхней части схемы тяжелее того, что помещен внизу, а расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем слева (Перов "Молодость и старость").
4. Направление диагонали от левого нижнего угла в верхний правый воспринимается как восходящее и набирающее высоту (Петров-Водкин "Красный конь", ) направление же от верхнего левого в нижний правый воспринимается как нисходящее (Рафаэль "Сикстинская мадонна" - с небес идет к людям, неся на руках Спасителя, Репин "Переход Суворова через Альпы" - стремительное скольжение людей вниз подчеркивается склоном горы, также направленным в правый нижний угол, Саврасов "Радуга", Шишкин "Лесной ручей".).
Анализ результатов. Студентам предлагается сформулировать и записать следующие выводы:
1. Наше восприятие характеризуется предметностью и целостностью, так как детерминировано внешним миром. На основе практики опыта, человек объединяет отдельные элементы в целостный образ. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира.
2. В процессе восприятия улавливаются определенные отношения между частью и целым. Каждая часть входит в целостный образ и приобретает значение лишь при соотнесении с целостным образом. Восприятие отдельных частей определяется особенностями целого и в то же время влияет на восприятие этого целого.
Лабораторная работа № 5
ПАМЯТЬ
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Запоминание – это процесс памяти который состоит в закреплении новых образов, мыслей, движений и чувств путем их связывания с приобретенным ранее. Забывание – процесс памяти, в результате которого затрудняется или становится невозможной актуализация хранящегося в памяти материала. Воспроизведение – процесс памяти состоящий в актуализации закрепленного ранее содержания психики путем ее перевода из долговременной памяти в оперативную, в результате чего оно становится осознаваемой и может быть использовано для регуляции деятельности и поведения. Узнавание – это воспроизведение определенного содержания психики в условиях его повторного восприятия
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека, и запоминаемому содержанию различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем. Она служит основой формирования разнообразных двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни. Эмоциональная память – это память на чувства. Она способствует закреплению удачных действий, и предотвращает закрепление неудачных, побуждает выполнение одних действий и удерживает от других действий, лежит в основе способности сочувствовать другим людям и т.п. Образная память – это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные образы. Образы предметов и явлений, их отдельных свойств, закрепленные в памяти называются представлениями и являются компонентами знаний человека. Словесно-логическая память – это память на мысли. Она сохраняет систему знаний человека в понятийной форме. Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.
Лабораторная работа № 6
Лабораторная работа № 7
Анализ результатов.
1. Для каждого испытуемого определить преобладающий вид памяти.
2. Оценить у каждого испытуемого развитие отдельных видов памяти путем сравнения со среднегрупповыми данными.
3. По групповым данным определить какой вид памяти в большинстве случаев развит сильнее и какой вид - слабее.
Полученные коэффициенты позволяют выявить преобладающие виды памяти и сравнить среднегрупповые значения с индивидуальными.
Лабораторная работа № 8
Лабораторная работа № 9
Лабораторная работа № 10
Влияние прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)
Вводные замечания. Исследования показывают, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться тормозом на пути решения новых для данного человека задач. М.Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у детей.
В определенных условиях, когда человек может в процессе обучения и практической деятельности усваивать лишь ограниченное число способов решения различных по структуре задач, у него можно обнаружиться ригидность мышления. Под ригидностью понимается затрудненность, как бы "вязкость" мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях. Из трех видов ригидности - когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной в данной лабораторной работе исследуется когнитивная ригидность.
Цель работы. выявление ригидности мыслительных процессов в ходе сравнения результатов решения однотипных задач.
Оборудование. бланк протокола, бланк с десятью задачами каждый, секундомер.
Ход работы. Испытуемые получают бланк с задачами, которые они должны решать в строгой последовательности. Прямо на бланке они записывают последовательность арифметических действий, использованных для решения каждой задачи. На каждое решение отводится 2 минуты.
Бланк с задачами
№ 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л - используя их как отмерить с 10 л?
№ 2. Даны три сосуда 37, 24 и 2 л - как отмерить 9 л?
№ 3. Даны три сосуда 39, 22 и 2 л - как отмерить 13 л?
№ 4. Даны три сосуда 38, 25 и 2 л - как отмерить 9 л?
№ 5. Даны три сосуда 29, 14 и 2 л - как отмерить 11л?
№ 6. Даны три сосуда 28, 14 и 2 л - как отмерить 10 л?
№ 7. Даны три сосуда 26, 10 и 3 л - как отмерить 10 л?
№ 8. Даны три сосуда 27, 12 и 3 л - как отмерить 9 л?
№ 9. Даны три сосуда 30, 12 и 3 л - как отмерить 15 л?
№ 10.Даны три сосуда 28, 7 и 5 л - как отмерить 12 л?
Анализ результатов и выводы.1. Если испытуемый быстро (без подсказок) понял и решал задачи установленным способом - из большего объема вычитал меньшее, то выработку установки считают оптимальной. Если менял способы решения, давались подсказки для первых пяти задач, то выработка установки шла с затруднениями.
2. Степень чувствительности к установке определяют по задачам № 6 и № 7. Если из большей величины вычиталась меньшая, то степень чувствительности к установке высокая и, наобоpот, если использован дpугой способ, то степень чувствительности низкая.
3. Особенности фиксации установки опpеделяются по способу pешения задач № 8 и № 9. Если обе задачи решены установленным способом, то установка фиксированная, а степень фиксации высокая.
4. Ригидность или гибкость мышления определяется по решению задачи № 10. Задача имеет одно неустановочное решение 7+5=12. Если задача решена именно так, то мышление гибкое, то есть испытуемый смог переориентироваться на поиск нового неустановочного способа решения.
Лабораторная работа № 11
Лабораторная работа № 12
Умственное развитие
Вводные замечания.В зарубежной и отечественной психологии создано много различных тестов для оценки умственного развития. При этом зарубежные психологи подобные тестя называют тестами интеллекта. Наиболее известной зарубежной процедурой является методика Векслера (WAIS), предназначенная для обследования людей в возрасте от 16 до 64 лет. Она состоит из 11 субтестов, 6 из которых составляют шкалу вербального интеллекта, а 5 – шкалу действия.
Тест Равена в отличие от теста Векслера полностью основан на невербальных заданиях и предполагает выбор подходящего узора или фигуры из нескольких предлагаемых вариантов. Он предназначен для изучения логичности мышления. Данная методика считается одной из наиболее прогностических для исследования невербального интеллекта.
Школьный тест умственного развития разработан отечественными психологами под руководством К.М.Гуревича. Он отличается тем что, ориентирован на коррекционную работу и предполагает не только подсчет баллов по количеству выполненных заданий, но также анализ характера ошибок, совершенных испытуемым при выполнении заданий того или иного субтеста. Данный тест предназначен для обследования учащихся подросткового возраста.
В настоящее время каждый из этих тестов используется как в компьютерном, так и в бумажном вариантах.
Цель работы. ознакомление студентов с компьютерными и ручными вариантами методик: Школьный тест умственного развития (ШТУР); методика Векслера (WAIS); матрицы Равена.
Литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С.175-188.
2. Практикум по общей и экспериментальной психологии /Под общ. ред. А.А.Крылова. Ленинград, ЛГУ, 1987. 133-142.
3. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Составители Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Москва-Воронеж, 1996. С.6-9.
РЕЧЬ
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психическое процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Речь - процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.
Язык - система словесных знаков и правил их использования, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Основной единицей языка является слово. Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.
Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.
Семантика - значение единиц языка (слова, предложения, текста).
Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств, воздействуя тем самым друг на друга.
Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.
Различают следующие виды речи: внешнюю и внутреннюю; устную и письменную; диалогическую и монологическую.
Лабораторная работа № 13
Опыт 1.
Ход работы. Испытуемые делятся на две группы. Первой группе предлагается для прочтения следующий текст: “Одна из западных воскресных газет "Нибджет фейдж" извинилась перед читателями за то, что в очередном номере отсутствует постоянная рубрика "Куда пойти поесть", рекламирующая рестораны, кафе, бары. Редакция пояснила, что репортер, поставляющий материалы для этой рубрики, заболел, отравившись в ресторане "Чоффет" при исполнении служебных обязанностей”.
Вторая группа получает для прочтения другой текст: “Одна из западных воскресных газет - "Хэммен мод" извинилась перед читателями за то, что в очередном номере отсутствует постоянная рубрика "Куда пойти поесть", рекламирующая рестораны, кафе, бары. Редакция пояснила, что репортер, поставляющий материалы для этой рубрики, заболел, отравившись в ресторане "Хэддок " при исполнении служебных обязанностей”.
После ознакомления с текстами испытуемым каждой группы предлагается письменно ответить на вопрос: “Каким блюдом отравился репортер – горячим или холодным?” Ответы испытуемых заносятся в сводную таблицу (см. табл.)
Таблица9
Ответы испытуемых
Ответы 1 группы | Ответы 2 группы | ||
горячим | холодным | горячим | холодным |
Анализ результатов. 1. Сделать анализ текстов и определить в отличаются ли они по своему звуковому составу (1 текст отличается использованием шипящих звуков "Ж", "Ч", "Ф" , 2 текст содержит звуки "Х", "О" "Д".
2. По данным таблицы 9 определить какой из текстов вызывает ассоциации, связанные с горячими блюдами, например. жаркое, хот-дог и др. и какой из них вызывает ассоциации с холодными блюдами, например: рыба заливная, мороженое и т.д.
Опыт 2.
Ход работы. Испытуемые делятся на две группы. Первой из них предлагается для прочтения следующий текст: “...На этом озере летом хороша ловля и поплавочными удочками, и спиннингами, разумеется, если есть лодка которую вам может предоставить местная турбаза "Зиппег"”.
Второй группе предлагается другой текст: “...На этом озере летом хороша ловля и поплавочными удочками, и спиннингами, разумеется, если есть лодка которую вам может предоставить местная турбаза "Эвеллоуп"”.
После прочтения текстов испытуемым предлагается ответить на вопрос: “Какие были берега у озера, изрезанные или округлые?”. В каждой группе подсчитывается количество испытуемых выбравших, тот или иной вариант ответа, и результаты фиксируются в таблице (см. табл. 11).
Таблица 11
Ответы испытуемых
Ответы 1 группы | Ответы 2 группы | ||
изрезанные | округлые | изрезанные | округлые |
Анализ результатов. 1. Определить какое из названий турбазы характеризуется использованием "угловатых" звуков и какое - "округлых" звуков. (В названиях "Зиппег" и "Эвеллоуп" первое состоит из "угловатых" звуков, а второе - из звуков "округлых".)
2. Определить в какой группе наиболее часто отмечалось, что берега озера изрезанные и в какой – округлые?
Вывод.. 1. Опираясь на результаты анализа первого и второго опыта сделать вывод о существовании или отсутствии связи между формой слова и особенностями восприятия содержания текста.
2. Сделать вывод о том, что звуковая форма слов часто несет в себе как бы "поддержку" понятийного содержания слова, помогая слушателю лучше усвоить словарное значение.
3. Сделать вывод о том, что фонетические свойства языка в речевой деятельности выступают достаточно эффективным и действенным средством передачи информации, средством воздействия на процесс восприятия речевого сообщения.
Лабораторная работа № 14
Опыт 1.
Цель.Выявить роль грамматической организации фразы на ее восприятие и понимание.
Оборудование. Фраза, представленная в восьми различных вариантах, отличающихся друг от друга степенью грамматической организации фразы.
Ход работы. Испытуемым предлагается прослушать и понять смысл одной и той фразы, представленной в следующих восьми грамматических ф