Кризисы профессионального развития
делятся на следующие этапы:
1. юношеский кризис (годы студенчества). Это формирование и понимание своих ценностей, способностей. Это период, когда молодые люди имеют о профессии идеализированные мечты и представления.
2. кризис профессиональных ожиданий – 21-22 г. Это начало самостоятельной работы и первое столкновение с реалиями профессии. В этот период человек может быть разочарован в выборе профессии, у него могут появиться сомнения в правильности своего выбора, т. к не совпала реальность и идеалистические представления о профессии.
3. кризис профессиональных амбиций - 23-25 лет. В этот период у многих идет создание семьи, увеличиваются расходы, появляется потребность в бОльшем доходе. У некоторых начинается неудовлетворенность своими профессиональными достижениями, карьерные амбции.
4. кризис карьеры – 30-33 г. На этом этапе может быть ощущение, что развитие прекоатилось, ощущается неудовлетворенность своим профессиональным положением.
5. кризис профессиональной самореализации 38-42 г. К этому времени у человека уже прочно сложившийся профессиональный статус и далеко не всегда он высок. В связи с этим у человека может появиться недовольство и этим статусом и собой. Появляется тревога, депрессия. К тому же начинаются возрастные изменения здоровья, человек четче видит и понимает свои ограничения
6. угасание профессиональной деятельности – 55-60 лет. Человек ожидает свой уход на пенсию, после которого у него сменится социальная роль и многих это пугает. Профессиональные возможности сужаются, резко сужается круг социально общение, снижается статус.
7. кризис психологической адекватности и интегрирования опыта – 65-70 лет. У человека появляется намного больше свободного времени, но вместе с тем резко сокращаются финансовые возможности. В этот период человек утрачивает многих из своих друзей, появляется чувство ненужности.
Необходимо рассматривать профессиональное становление как процесс, длящийся всю жизнь.
3.1. Этапы профессионального пути по Сьюперу
1. ЭТАП РОСТА (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться "Я-концепция". У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.
2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.
3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий.
4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ДОСТИГНУТОГО (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.
5. ЭТАП СПАДА (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.
3.2. Этапы профессионального пути по Е. А. Климову
Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность.
Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор.
Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными факторами.
Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий. В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим.
Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.