Тема 5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Базовые понятия:

Эмоции - __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Чувства - __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Чувственный тон - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Настроение - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Аффект - __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Стресс - ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Страсть - __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Высшие чувства - _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Произвольные действия - _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Непроизвольные действия - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Воля - _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа, сам. работа. – 6 часов):

РАБОЧЕЕ ПОЛЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
студента препода-вателя
ВОПРОС 1. Психологическая характеристика эмоций. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 2. Общая характеристика чувств, функции чувств. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 3. Формы переживания и выражения чувств и эмоций. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 4. Высшие чувства. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 5. Понятие о воле. Структура волевого действия. Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 6. Волевые качества личности и их развитие. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:





1.Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

2.Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

3.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.

4.Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.1, 2 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5.Лях, Т.И. Психология. Вып. 1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.

6.Немов, Р.С. Психология. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М., 1997.

7.Общая психология: Учебник для студентов пед ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

8.Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

9.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2007. – (Серия «Мастера психологии»).

10.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Тема 5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА - student2.ru Тема 5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА - student2.ru

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека - это…

а) эмоции

б) чувства

в) воля

г) эмоции и чувства

2. Неустойчивость и ситуативность – это отличительная черта…

а) эмоций

б) чувств

в) воли

г) эмоций и чувств

3. Утверждают, что человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку смешно, потому что он смеется, представители теории эмоций…

а) информационной

б) кибернетической

в) когнитивной

г) периферической

4. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное – когда не соответствуют, согласно теории…

а) Анохина

б) Фестингера

в) Вундта

г) Дарвина

5. Эмоции как отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются…

а) в электрофизиологической теории

б) в теории П.К. Анохина

в) в периферической теории Джемса - Ланге

г) в информационной теории П.В. Симонова

6. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира рассматриваются в теории эмоций…

а) П.К. Анохина

б) Ч. Дарвина

в) Джемса - Ланге

г) Фестингера

7. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется…

а) интересом

б) радостью

в) удивлением

г) аффектом

8. Отрицательное эмоциональное состояние, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности, называется…

а) интересом

б) отвращением

в) гневом

г) страхом

9. Длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние - это…

а) аффект

б) чувство

в) настроение

г) собственное эмоция

10. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой - это…

а) стыд

б) горе

в) презрение

г) страх

11. Показателем аффекта является…

а) незначительное изменение сознания

б) нарушение контроля над своими действиями

в) сохранение самообладания

г) сохранение контроля над своими действиями

12. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами…

а) моральными

б) эстетическими

в) интеллектуальными

г) практическими

13. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется…

а) настроением

б) аффектом

в) чувством

г) страстью

14. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, возникающее при опасности, больших физических и психических перегрузках - это…

а) аффект

б) настроение

в) страсть

г) стресс

15. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется…

а) рефлексией

б) идентификацией

в) эмпатией

г) симпатией

16. Воля – это регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование…

а) сознательное

б) интуитивное

в) несознательное

г) непроизвольное

17. К волевым качествам, тормозящим активность человека не относится…

а) дисциплинированность

б) решительность

в) выдержка

г) терпение

18. Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения называется …

а) целеустремленностью

б) инициативностью

в) дисциплинированностью

г) решительностью

19. Умение человека определять свои поступки, ориентируясь не на случайные влияния, советы и предложения других людей, а на основе своих взглядов и убеждений - это…

а) дисциплинированность

б) решительность

в) самостоятельность

г) инициативность

Наши рекомендации