Генетическая психология Пиаже.

Ж. Пиаже – теория детского мышления. Основа психического развития – развитие интеллекта. Метод клинической беседы.

Развитие идет по направлению формирования все более адекватной схемы ситуации (когнитивная структура). Основа – логическое мышление. Качественные отличия в разных возрастах. Схема организует поведение. Схемы формируются путем моторного взаимодействия с окружающими. Врожденные принципы: организация и адаптация.

Организация – трансформация комбинации простых физических и психологических структур в сложные.

Адаптация – благодаря интеллекту. Не пассивный процесс. Происходит при активном взаимодействии с окружающей средой.

Формирование схемы – постоянный процесс.

2 механизма: аккомодация и ассимиляция.

При ассимиляции схема жесткая, при изменении ситуации она не изменяется. Пример: игра.

Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации – схема становится адекватной.

Развитие – чередование этих процессов.

1. Развитие мышления через развитие речи

Экстериоризация (от внутреннего к внешнему) – от аутизма к социализации через эгоцентризм.

Эгоцентризм – ребенок не разделяет позиции, речь для себя. Промежуточная речь между внутренней и внешней. Пропадает в начальной школе, когда начинается обучение.

Показал и доказал особенности детского мышления:

· Эгоцентризм

· Синкретизм (нерасчлененность детского мышления)

· Трансдукция (от частного к частному, минуя общее)

· Артифициализм (искусственность мира)

· Анимизм (одушевленность мира)

· Нечувствительность к противоречиям

2. Апперциональная сторона

Развитие мышления связано с развитием мыслительных операций.

Интериоризация.

Сначала сенсомоторные ощущения.

1 стадия: сенсомоторный интеллект (до 2 лет)

2 стадия: доапперциональная (2-7 лет)

3 стадия: конкретных операций (7-11 лет)

4 стадия: формальных операций (11-15 лет)

Каждая стадия в 2 этапа:

· Необратимость мыслительной операции

· Обратимость

Концепция системно-функциональной организации деятельности мозга (А.Р. Лурия).

Лурия – основатель нейропсихологии. Его система гибкая, пластичная. При локальном нарушении возможна перестройка, компенсация.

В истории психологии существует 2 крайних позиции, как определятся место психических функций в мозге.

· Локализационизм (каждый участок мозга отвечает за определенную функцию, при поражении определенного участка, страдают только определенные функции)

· Антилокализационазим (Психические функции - это результат работы мозга в целом, при поражении мозговой структуры страдает вся психика).

По мнению Лурия высшие психические функции (ВПФ) представляют собой функциональные системы, и каждая из этих систем включает в себя несколько звеньев. Под функцией здесь понимается деятельность, направленная на решение задачи. Каждая задача функциональной системы является постоянной. Термин функциональные системы был введен Анохиным для описания процессов организма в момент взаимодействия со средой. Пример: дыхание. Продолговатый мозг раздражается концентрацией кислорода в крови. Если нарушить одну структуру, начнет действовать другая. Звенья, входящие в функциональную систему, не имеют фиксированную структуру, а обладают взаимозаменяемостью. Лурия предложил теорию системной динамической локализации. Если дыхание представляет собой такую сложную систему, то, ее функционирование не может быть ограничено лишь одним участком. Структуры мозга функционально многозначны, т.е. могут включаться в различные функции системы. Концепция Лурия дала возможность использовать ее в клинической практике. Если какое-то звено поражено, то есть возможность заменить и компенсировать это звено. Афферентная моторная афазия (кровоизлияние в мозг)- больной не может прав произносить слова, он путает звуки, близкие по артикуляции (б/п, л/н и т.д.) программа направлена на создание новых систем для произношения этих звуков. ВПФ выстроены заново, замещены автоматизмом.

3 блока мозга:

1. Энергетический (блок регуляции тонуса и бодрствования)

2. Блок приема, переработки и хранений информации – обеспечивает деятельность субъекта.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности

Наши рекомендации