Темы групповых консультаций при проведении занятий с кадровым резервом организации
1. Профессиональное консультирование в службе занятости и организациях.
2. Наем и отбор персонала.
3. Социально-психологическая компетентность руководителя.
4. Формирование команды.
5. Деловые игры как средство управления.
6. Внутрифирменное обучение персонала.
7. Технология планирования, сопровождения и развития карьеры сотрудников организации.
8. Проектирование системы управления персоналом современной организации.
9. Разработка и внедрение проекта “Служба управления персоналом”.
10.Методологические основы управления социальными отношениями в организации.
11.Управление поведением человека в организации.
12.Организационная психология: взаимодействие в совместной деятельности, социальный климат, совместимость.
13.Технологии развития профессионального мышления руководителя.
14.Психологические и психофизиологические возможности и ограничения специалистов зрелого возраста.
15.Профессиональное развитие специалиста: кризисы, деформации, стагнация, самосохранение.
16.Технология сохранения и развития профессиональной компетентности специалистов.
17.Центры оценки персонала (аттестация кадров).
18.Мотивация профессиональной деятельности.
19.Проведение собеседования при приеме и высвобождении персонала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика оценки готовности к профессии
Оценка готовности к профессии проводится с помощью задания “Профессиональное воображение”. Для выполнения этого задания консультируемый должен выписать на листе бумаги 5¾7 привлекательных для него профессий, после чего выбрать одну наиболее интересную. Напротив выбранной профессии надо написать 5¾7 наиболее важных для нее трудовых функций, т. е. основных действий, которые должен выполнять представитель данной профессии. Для облегчения этой задачи консультируемому целесообразно предложить ориентировочный перечень обобщенных трудовых функций для разных профессий: выписывая функции (знания, умения, основные действия), он может дополнять или уточнять те из них, которые приводятся в перечне. Затем каждая функция оценивается с точки зрения успешности профессиональной деятельности с помощью условных значений от 0 до 1. Общая сумма коэффициентов не должна превышать 1. Далее консультируемый оценивает, также используя условные значения от 0 до 1, насколько он способен в данный момент выполнять эти функции. При этом не обязательно, чтобы сумма значений равнялась 1. Для подсчета общей готовности к конкретной профессиональной деятельности на данный момент нужно по каждой функции перемножить показатели значимости функции и самооценки готовности выполнять ее.
В результате сложения полученных результатов определяется ориентировочная оценка готовности к успешной деятельности по данной профессии на момент консультирования. Для того чтобы облегчить выполнение данного упражнения, консультируемому можно предложить перечень профессий с указанием основных трудовых функций и показателей значимости этих функций для данной профессии.
Обобщенные трудовые функции
(для разных профессий)
Функции, связанные с подготовкой к работе:
1) заботиться о своем авторитете;
2) заботиться о внешности;
3) заботиться о здоровье;
4) репетировать роли, тренироваться;
5) накапливать эмоциональный опыт, переживания (в сфере искусства и культуры);
6) много конспектировать, писать;
7) много читать, изучать тексты;
8) заранее готовить средства труда (оборудование, механизмы).
Функции по организации рабочего места:
1) переносить оборудование, аппаратуру, инвентарь;
2) поддерживать порядок на рабочем месте;
3) регулировать, настраивать оборудование и приборы, станки и механизмы;
4) налаживать хорошие отношения с коллегами и начальством.
Умения качественно выполнять следующие действия:
1) принимать и обрабатывать информацию;
2) обслуживать людей (торговать, давать справки и консультации);
3) обслуживать технику, следить за ее нормальной работой;
4) ремонтировать оборудование, технику, приборы;
5) лечить людей;
6) преподавать, обучать, воспитывать людей (детей и взрослых);
7) беседовать с людьми, консультировать по сложным вопросам;
8) ухаживать за животными и растениями;
9) выполнять особо точные работы и операции;
10) перевозить людей и грузы (управлять транспортом);
11) творить, изобретать (создавать новое знание);
12) создавать художественные образы (творения искусства);
13) обрабатывать детали, вещества, материалы вручную (с помощью простых приспособлений);
14) обрабатывать что-либо с помощью механизмов и оборудования.
Функции по организации общения с коллегами:
1) уметь работать во взаимодействии с другими людьми (в коллективе);
2) уметь работать самостоятельно (и самому за все отвечать);
3) соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила взаимоотношений между начальником и подчиненными).
Функции, связанные с характером подвижности в труде:
1) не уставать от долгого сидения в одной позе;
2) не уставать от длительного стояния (у станка, кульмана);
3) не уставать от постоянного хождения;
4) уметь правильно переносить тяжести;
5) уметь быстро реагировать на меняющуюся ситуацию (не дремать на работе);
6) уметь вовремя расслабляться и отдыхать (восстанавливать себя).
Функции, связанные с преодолением трудностей и “соблазнов”:
1) не заниматься самолюбованием в труде (перед клиентами, обучаемыми, консультируемыми);
2) не брать взятки;
3) не грубить посетителям;
4) не делать приписки в отчетах;
5) не прогуливать, не опаздывать, не бездельничать на работе.
Необходимые знания (основные):
1) знать правила техники безопасности (осторожного обращения с предметом и средствами труда);
2) знать законы, постановления, приказы, инструкции, согласно которым организуется данная работа (знать свои права и обязанности);
3) иметь необходимую теоретическую подготовку (знания) по данной профессии, а также знать этикет, особенности взаимоотношений между коллегами и посетителями в конкретной организации.
Примеры профессий с указанием основных функций