Психологические различия учебной и профессиональной деятельности

№ п/п Профессиональная деятельность Учебная деятельность
Преимущественно репродуктивный характер: многократное воспроизведение одних и тех же приемов, работа с одним и тем же материалом, получение знакомого результата Создание качественно нового для себя продукта – обретение новых знаний, умений, навыков
Продолжение табл. 20
Довольно частое обращение к оперативному практическому мышлению, использование соответствующих мыслительных приемов Обращение к логическому мышлению. Оперирование логическими абстрактно-знаковыми схемами, символами, сис­темами. Становятся востребованными исследовательские умения  
Интеллектуальная установка носит повествовательный характер. Отношение к вопросам как непрестижной форме активности: спрашиваешь, значит, чего-то не знаешь Интеллектуальная установка на задавание вопросов, поиск и обнаружение вероятных противоречий. Вопрос как важнейшее условие выявления и устранения пробелов в своих новых профессиональных знаниях и вновь формируемом профессиональном опыте  
Способы решения профессиональных задач давно стали привычными и не осознаются, за счет этого возрастает скорость решения   Осознание способа решения задачи становится условием эффективности формирования профессионального опыта
Запоминание в основном непроизвольное. Востребована прежде всего оперативная или кратковременная память   Запоминание в основном произвольное. Востребована прежде всего долговременная память
Внимание регулируется самопроизвольно. Темпоритм поступающего информационного потока привычен, организм и перцептивные системы настроены на него Внимание организуется извне преподавателем или учебным процессом. Темпоритм часто меняется в зависимости от характера учебной среды. Требуется достаточно частое переключение или длительная концентрация внимания  
Психологические функции, обеспечивающие познавательную активность, могут быть детренированы и рассогласованы друг с другом Необходима согласованность психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи  
Окончание табл. 20
Профессиональная роль привычна и хорошо усвоена   Освоение профессиональной роли требует познавательной эмпатии, т.е. умения вчувствоваться в новую для себя профессиональную ситуацию, сменив прежнюю позицию  
Мотивами выступают либо привычки, либо интерес. Удовлетворяются привычные потребности Много неинтересного, выполнение которого требует формирования новых мотивов. Важной становится познавательная потребность  
Информационное поле поиска сигнала привычно сужено до необходимого. Снижена синситивность, способность к дифференциации фигуры и фона   Информационное поле поиска сигнала формируется заново. Требуется изменение порогов чувствительности. По-иному дифференцируются фигура и фон  
Сложившиеся операциональные структуры компенсируют неблагоприятные возрастные психофизиологические изменения   Новые операциональные структуры формируются на фоне определенных возрастных психофизиологических ограничений
Возможные профессиональные деформации выступают позитивным условием успешной профессиональной деятельности   Возможные профессиональные деформации служат ограничивающим фактором в обучении новому


Перечисленные психологические различия учебной и профессиональной деятельности убедительно показывают, с какого рода трудностями сталкивается взрослый человек, попадающий в ситуацию профессионального переобучения.

Какие профессиональные задачи решает

специалист центра занятости, оказывая

психологическую поддержку ?

1. Оказывая психологическую поддержку, специалист получает дополнительную возможность заблаговременно предупредить отсев тех, кто не в состоянии освоить новую профессию. Диагностирующий семинар-тренинг выполняет в этом случае одну из возможных функций: либо взрослый сам почувствует свою несостоятельность в обучении, либо специалист получит возможность выявить эту несостоятельность.

2. Психологическая поддержка позволяет предупредить возможный отсев безработных, связанный с несформированностью обучаемости, недостаточным уровнем освоения умения учиться. Своевременно оказанная поддержка помогает взрослому, направляемому на профобучение, заранее мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться должным образом на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения. Такая установка способствует повышению успешности обучения.

3. Психологическая поддержка позволяет уменьшить отсев безработных, направленных на профобучение. Принимая на себя функцию сопровождения безработных в процессе их профобучения, специалист службы занятости оказывает им реальную помощь в форме индивидуальных консультаций по преодолению разных затруднений. Накопившиеся затруднения, неразрешенные своевременно, приводят к психологенной учебной дезадаптации, отставанию в учебе, неуспеваемости и в конечном счете ¾ к отказу от продолжения обучения или исключению за неуспеваемость.

4. Психологическая поддержка организует включенность человека в определенную социальную группу. В этом случае образование выполняет важную функцию социализации личности. Групповая работа стимулирует поиск, выработку, совершенствование индивидуального стиля познавательной деятельности, его обогащение за счет насыщения элементами чужого опыта, коррекцию стиля под воздействием групповой оценки.

5. Психологическая поддержка позволяет улучшить качество обучения. Не всегда имеется возможность воздействовать на педагогический процесс. Но обучение, как уже говорилось выше, ¾ это процесс взаимодействия преподавателя с обучаемым. Помогая взрослому обучаться, специалист центра занятости влияет на качество обучения с другой стороны – со стороны обучаемого, организуя настройку познавательных систем, делая их более восприимчивыми к обучению.

Консультирование специалиста по профобучению

Психологическая поддержка взрослым, испытывающим затруднения в профессиональном обучении, может быть оказана специалистами по профобучению до начала либо во время обучения как в форме групповой, так и в форме индивидуальной консультации.

Каждый специалист по профобучению имеет возможность самостоятельно подготовить, разработать и осуществить специальный курс психологической поддержки, но такой курс будет представлять ценность, если соблюдены следующие условия. Во-первых, специалисту, разрабатывающему этот курс, следует включить в него темы и задания, максимально соответствовующие ожиданиям, запросам и потребностям конкретной группы взрослых, с которыми ему предстоит работать. Во-вторых, специалист должен достаточно свободно владеть навыками дидактической работы со взрослыми. В-третьих, ему необходимо хорошо ориентироваться в таких вопросах, как культура умственного труда, приемы оптимизации познавательной деятельности, интеллектуальная гимнастика, эффективные приемы самоорганизации, мнемотехники, управления вниманием и т.п.

Профконсультант, взаимодействуя со специалистом по профобучению, может оказать ему помощь в подготовке и проведении групповых консультаций взрослых, направляемых на профобучение. При этом он должен обратить внимание специалиста по профобучению на следующие моменты:

1. Специалист по профобучению должен ясно представлять себе, из каких проявлений складывается готовность взрослого к обучению.

2. Очень важно определить, в какой степени у человека сформировано умение учиться. Эту задачу лучше и с большей степенью надежности решит профконсультант, в распоряжении которого целый комплекс необходимых психодиагностических методик. Однако, именно специалист по профобучению должен поставить перед профконсультантом эту диагностическую задачу и далее в зависимости от результатов диагностики принять решение не только о том, направить или нет безработного на профобучение, но и о том, нуждается ли этот клиент службы занятости в психологической поддержке.

В своем направлении клиента на профконсультацию специалист по профобучению должен сделать запрос на следующую информацию:

1. В какой степени сформировано у клиента умение учиться?

2. Какие индивидуальные характеристики эмоционально-волевой и познавательной сфер клиента способствуют, а какие препятствуют его эффективному обучению?

3. Нуждается ли клиент в психологической поддержке перед профобучением?

4. Какие затруднения клиент может испытывать в профобучении в силу своих индивидуальных особенностей?

5. Нет ли психологически обоснованных противопоказаний для направления клиента на профобучение?

Опираясь на результаты профконсультации, специалист по профобучению принимает решение о том, следует ли сразу направить клиента на профобучение, или предварительно включить его в группу, участвующую в диагностирующем семинаре-тренинге, или в соответствии с выявленными ограничениями клиента не направлять его на обучение.

Специалист по профобучению должен владеть навыками групповой работы, уметь пользоваться простейшими диагностическими методиками, подбирать и использовать комплекс развивающих заданий.

Все это дает основание для организации и проведения специалистом по профобучению диагностирующего семинара-тренинга, группового консультирования и индивидуальных консультаций клиентов.

Кто нуждается в психологической поддержке ?

Взрослых, которые приступают к профобучению, можно условно разделить на 4 группы в зависимости от их уровня познавательной активности.

1. Высокий уровень познавательной активности. Лица с реальной готовностью к обучению. В эту группу могут быть включены все те, кто сохранил умение учиться и сумел адаптировать его к своему возрасту.

2. Средний уровень познавательной активности. Лица с условной готовностью к обучению. В эту группу входят те, кому необходимо восстановить умение учиться и адаптировать его к своему возрасту.

3. Сниженный уровень познавательной активности. Лица с ситуативным снижением готовности к обучению. Группа взрослых, которым необходимо помочь сформировать умение учиться в зрелом возрасте.

4. Низкий уровень познавательной активности. Лица с отсутствием умения учиться. В эту группу попадают те, у кого умение учиться по тем или иным причинам не восстанавливается.

Таким образом, можно выделить 4 условные группы взрослых, направляемых на профобучение, в зависимости от эффективности оказания им психологической поддержки (табл. 21).

Таблица 21

Наши рекомендации