Задачи психологической поддержки безработных как профессиональной функции социального работника в зависимости от его специализации
Специализа-ция социального работника | Функции социального работника |
Профконсультант | 1. Формирование уверенности в своей способности спра- виться с трудностями поиска работы 2. Формирование установки на поиск работы 3. Формирование или активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции 4. Анализ и активизация профессиональных потребностей и мотивов |
Cпециалист по проф- обучению | 1. Формирование готовности к преодолению трудностей в профессиональном обучении 2. Активизация познавательных мотивов 3. Активизация психических функций, обеспечивающих по- знавательную деятельность |
Cпециалист по трудоустройству | 1. Создание атмосферы благожелательности и взаимодейст- вия 2. Активное выслушивание и сочувствие |
Психолог–консультант | 1. Формирование адекватной самооценки 2. Формирование установки на поведение преодоления. 3. Устранение или ослабление скрытого эмоционального неблагополучия 4. Формирование эффективных форм поведения преодоле- ния |
4.2. Профконсультирование в ситуации потери и поиска работы
4.2.1. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации потери и поиска работы
Общая схема профконсультации
Авторы книг по проблемам профориентации (А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша, Е.А. Климов, М.Ф. Титма, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан и др.) преимущественно описывают методику проведения профессиональной консультации школьников, но при всей специфике, которая продиктована особенностями юношеского возраста и периода оптации, можно выделить некоторые общие закономерные составляющие профконсультации взрослого. В специальной литературе, адресованной специалистам службы занятости, также представлено многообразие форм и структур профконсультации безработного.
Общая схема профконсультирования в ситуации потери и поиска работы может быть такой:
· выявление профессиональных интересов и склонностей;
· диагностика профессиональных способностей и определение профпригодности к разным видам деятельности;
· оценка мотивации профессионального самоопределения;
· согласование уровня профессиональных притязаний с возможностями и требованиями рынка;
· выявление, корректировка или формирование профессионального плана.
Профконсультационная работа может носить индивидуальный или групповой характер и проводиться непосредственно в центре занятости, на предприятиях, в учебных заведениях. Профконсультирование может осуществляться в форме беседы, диагностической процедуры, групповых встреч, а также социально- адаптационных программ. Классификация различных видов профконсультационных бесед приведена рис. 8.
Профинформационная
Первичная ознакомительная беседа
Профконсультационная