Факторы развития карьеры сотрудника в организации
Основные группы факторов | Способствующие факторы | Препятствующие факторы | Возможные способы преодоления препятствия |
Факторы среды | |||
Внутриорганиза-ционные факторы | |||
Субъективные факторы, относительно не зависящие от усилий сотрудника | |||
Субъективные факторы, зависящие от самого сотрудника |
Проведение собеседования по целям
и результатам деятельности сотрудника
в рамках модели партнерства
На крупных зарубежных предприятиях собеседование по целям и результатам деятельности сотрудника проводится руководителями и консультантами не реже одного раза в год, иногда практикуются квартальные собеседования в рамках реализации модели партнерства в сфере сопровождения и развития карьеры сотрудника. Конечной целью таких собеседований является:
· предоставление компетентному сотруднику энергичной поддержки со стороны его руководителя и определенной свободы действий;
· оказание консультантом своевременной квалифицированной помощи сотруднику, который старается, но все же не справляется со своими обязанностями;
· выработка совместного решения относительно места в организации сотрудника, систематические провалы которого очевидны.
Прежде всего требуется письменное изложение сотрудником результатов, целей и программы своей профессиональной деятельности на следующий период.
Рекомендуемая структура и содержание собеседования:
1) подведение итогов выполнения работы;
2) основные проблемы, с которыми сталкивается сотрудник в своей деятельности;
3) предложения сотрудника, связанные с инновациями;
4) планирование предстоящей деятельности и развития карьеры сотрудника.
При подведении итогов каждая выполненная работа оценивается с точки зрения сложности, качества, своевременности, проявления творчества, полученного экономического эффекта (если его можно оценить). Оценивается вклад сотрудника в реализацию стратегии организации в целом, согласованность его целей и действий с целями организации. Обязательно проводится взаимосогласование индивидуальных оценок руководителя и сотрудника. Примерный круг вопросов, которые обсуждаются при подведении итогов:
1. Насколько успешно сотрудник справился с поставленными целями?
2. Как сотрудник оценивает свою деятельность и по каким критериям?
3 Работу какого типа он любит больше всего?
4. Работу какого типа он не любит?
5. Какие результаты и достижения доставляют сотруднику наибольшее удовлетворение?
6. За какую работу он берется с энтузиазмом и стремится выполнить в первую очередь?
7. Что сотрудник откладывает “на потом”?
При обсуждении второго вопроса рассматриваются причины возникновения проблем и пути их преодоления. В центре обсуждения могут быть проблемы, связанные со следующими моментами:
· недогрузкой или перегрузкой сотрудника;
· организацией и планированием работы;
· заработной платой;
· профессиональной подготовкой;
· отношениями с коллегами;
· стилем руководства и возможностями делегирования сотруднику полномочий в решении каких-либо задач.
Примерный круг обсуждаемых вопросов:
1. Что мешало более успешной работе сотрудника?
2. Какова была самая серьезная ошибка сотрудника?
3. Что бы он хотел изменить в своей прошлой деятельности?
4. Что можно сделать, чтобы решить поставленные проблемы?
Обсуждение вопросов, связанных с инновациями, позволяет выявить степень инициативности сотрудника, его заинтересованность в делах организации. Чем больше сотрудник ощущает, что он не только самостоятельно формулирует свои цели, но и вносит вклад в деятельность организации в целом, тем более лояльным по отношению к организации он становится. Вопросы для обсуждения здесь предлагаются самим сотрудником:
1. Что нового сотрудник может предложить, используя опыт работы других организаций?
2. Что нового и полезного для организации он заметил во время своих поездок и командировок, особенно за рубеж или в родственные организации?
3. Что нового сотрудник может привнести в свое подразделение, используя опыт других структур организации?
4. Что он может привнести нового из своего профессионального опыта работы в других местах?
Наконец, во время планирования предстоящей деятельности и развития карьеры сотрудника согласовываются мнения руководителя и сотрудника относительно направлений, целей, задач и приоритетов его деятельности. Определяются также сроки выполнения конкретных видов работ и заданий, критерии оценки их выполнения, мера ответственности сотрудника. Важно рассмотреть и предусмотреть необходимые средства и ресурсы для достижения намеченных результатов, определить ответственность руководителя за их обеспечение. Это, пожалуй, наиболее весомая часть собеседования. Вопросы, которые здесь рассматриваются, могут быть такими:
1. Каковы основные планы, направления деятельности сотрудника?
2. Какие направления деятельности и задачи будут рассматриваться им как приоритетные?
3. Какие меры содействия требуются сотруднику?
4. Есть ли необходимость в перераспределении функциональных обязанностей с учетом новых целей, задач, возможностей ?
5. Каковы перспективы и возможности дальнейшего продвижения сотрудника, повышения его заработной платы в предстоящий период?
Технология сопровождения и развития
карьеры сотрудника
Подавляющему большинству сотрудников свойственны установки и ориентации на профессиональный рост и должностное продвижение. Профессиональный статус специалиста должен позволять ему реализовывать свои постоянно растущие профессиональный опыт и профессиональную компетентность. В свою очередь именно в процессе выполнения своих профессиональных задач специалист имеет возможность обогащать опыт и повышать компетентность. Это делает взаимосвязанными и взаимообусловленными рост профессиональной компетентности и служебно-должностное продвижение специалиста, т.е., по существу, его профессиональную и служебную карьеру. Несмотря на то что карьера каждого специалиста носит исключительно индивидуальный, неповторимый, своеобразный характер, можно выделить наиболее общие этапы продвижения по профессиональной и служебной лестнице. Учитывая эти этапы, профконсультант может помочь своему клиенту составить ориентировочную карьерограмму на ближайший период или на отдаленную перспективу. Технология составления карьерограммы включает проектирование одновременно двух направлений: профессионального развития и служебного роста. Общая схема такой технологии представлена в табл. 10.
Таблица 10