Тема 2 «ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»

Вопросы для обсуждения (подготовить сообщение):

1.Общее понятие мотива и мотивации. Формирование и развитие мотивации человека в онтогенезе. Пути осознания мотивов.

2. Определение потребностей. Классификация человеческих потребностей по А.Маслоу.

3.Потребность и мотив в концепции А.Н. Леонтьева.

4.Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. Заполните таблицу «Зарубежные теории мотивации».

Таблица

Название теории Краткое описание Основные представители
психоаналитическая теория мотивации    
поведенческая теория мотивации    
познавательная теория мотивации    

2. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: влечение, интерес, каузальная атрибуция, мотив, мотивация, намерение, нужда, побуждение, потребность, стимул.

3. Составьте сравнительную характеристику мотивации животных и мотивации человека, выделите их фундаментальные различия, развитие в филогенезе биологических механизмов мотивации.

4. Составьте классификацию потребностей.

5. Опишите «Целеустремленность» человека по пунктам, описанным ниже:

1. Мотивация:

1.1. Потребности, которые вызывают целеустремленность.

1.2. Внутренние и внешние мотиваторы, побуждающие целеустремленность.

1.3. Какие условия способствуют целеустремленности.

1.4. Что мешает целеустремленности.

2. Состояния:

2.1. как переживается или ощущается функциональное состояние целеустремленности.

2.2. Причины этого состояния.

3. Эмоции:

3.1. Вызывающие целеустремленность.

3.2. Поддерживающие и сопровождающие целеустремленность.

4. Что дает человеку целеустремленность.

6. Составьте схему «Мотивации человека».

7.Опишите взаимосвязь потребностей, мотивации и мотивов.

Основная литература:

1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2007.-528 с.

2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.-512 с.

3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.

4.Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 2009.

Дополнительная литература:

1.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.

2.Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

3.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е перераб. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

Тема 3: «САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Вопросы для обсуждения (подготовить сообщение):

1.Понятие о Я-концепции.

2.Самооценка и ее роль для становления самосознания личности.

3.Развитие самосознания. Компоненты самосознания. Функции самосознания.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: образ-Я, Я-концепция, Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, самосознание, самопознание, самооценка, самоотношение, самоактуализация, саморегуляция.

2. Составьте схему «Структура Я-концепции».

3. Из учебника Психология /Петровский А.В., Ярошевский М.Г. -4-е изд., М. «Академия», 2005 законспектируйте с.359-370 (Самосознание личности).

4.Составьте схему «Компоненты самосознания».

Основная литература:

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.

3.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.: Питер, 2010 (Самосознание личности и ее жизненный путь).

Дополнительная литература:

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М., 1986.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.-М., 2004.

3. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009.

4. Кон И. С. Открытие «Я". М., 1978.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды.- М., 1983.

Тема 4: «ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ»

Вопросы для обсуждения (подготовить сообщение):

1. Общее понятие общения: содержание, цели и средства общения.

2. Виды и функции общения у человека. Структура общения.

3.Развитие личности в общении.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. Выпишите понятие «общение» в представлениях различных авторов (Б.Г. Ананьев, А. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Панферов).

2. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: знак, коммуникатор, коммуникативная сторона общения, коммуникативная компетентность, семантика, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения, речь, обратная связь, отношение, вербальное общение, невербальное общение, личностно-ориентированное общение, неформальное общение, слушание, социально ориентированное общение, язык.

3. Составьте схему «Отличие общения человека от общения животных» (по содержанию, целям и средствам).

4. Заполнить таблицу «Общение».

Общение

Таблица

Определение понятия Структура Виды Уровни Функции Исследователи общения
           

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Бодалев А.А. Психология общения: М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 320с.

3.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2007. – 365 с.

Дополнительная литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Труды. - М., 1995.

2.Горянина В.А. Психология общения. М.: «Академия», 2007.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. – Спб., 2001.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев ., 1990.

Наши рекомендации