Тема 2 «ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»
Вопросы для обсуждения (подготовить сообщение):
1.Общее понятие мотива и мотивации. Формирование и развитие мотивации человека в онтогенезе. Пути осознания мотивов.
2. Определение потребностей. Классификация человеческих потребностей по А.Маслоу.
3.Потребность и мотив в концепции А.Н. Леонтьева.
4.Мотивация, самооценка и уровень притязаний.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Заполните таблицу «Зарубежные теории мотивации».
Таблица
Название теории | Краткое описание | Основные представители |
психоаналитическая теория мотивации | ||
поведенческая теория мотивации | ||
познавательная теория мотивации |
2. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: влечение, интерес, каузальная атрибуция, мотив, мотивация, намерение, нужда, побуждение, потребность, стимул.
3. Составьте сравнительную характеристику мотивации животных и мотивации человека, выделите их фундаментальные различия, развитие в филогенезе биологических механизмов мотивации.
4. Составьте классификацию потребностей.
5. Опишите «Целеустремленность» человека по пунктам, описанным ниже:
1. Мотивация:
1.1. Потребности, которые вызывают целеустремленность.
1.2. Внутренние и внешние мотиваторы, побуждающие целеустремленность.
1.3. Какие условия способствуют целеустремленности.
1.4. Что мешает целеустремленности.
2. Состояния:
2.1. как переживается или ощущается функциональное состояние целеустремленности.
2.2. Причины этого состояния.
3. Эмоции:
3.1. Вызывающие целеустремленность.
3.2. Поддерживающие и сопровождающие целеустремленность.
4. Что дает человеку целеустремленность.
6. Составьте схему «Мотивации человека».
7.Опишите взаимосвязь потребностей, мотивации и мотивов.
Основная литература:
1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2007.-528 с.
2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.-512 с.
3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.
4.Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 2009.
Дополнительная литература:
1.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.
2.Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.
3.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е перераб. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
Тема 3: «САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Вопросы для обсуждения (подготовить сообщение):
1.Понятие о Я-концепции.
2.Самооценка и ее роль для становления самосознания личности.
3.Развитие самосознания. Компоненты самосознания. Функции самосознания.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: образ-Я, Я-концепция, Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, самосознание, самопознание, самооценка, самоотношение, самоактуализация, саморегуляция.
2. Составьте схему «Структура Я-концепции».
3. Из учебника Психология /Петровский А.В., Ярошевский М.Г. -4-е изд., М. «Академия», 2005 законспектируйте с.359-370 (Самосознание личности).
4.Составьте схему «Компоненты самосознания».
Основная литература:
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
3.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.: Питер, 2010 (Самосознание личности и ее жизненный путь).
Дополнительная литература:
1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М., 1986.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.-М., 2004.
3. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009.
4. Кон И. С. Открытие «Я". М., 1978.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды.- М., 1983.
Тема 4: «ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ»
Вопросы для обсуждения (подготовить сообщение):
1. Общее понятие общения: содержание, цели и средства общения.
2. Виды и функции общения у человека. Структура общения.
3.Развитие личности в общении.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Выпишите понятие «общение» в представлениях различных авторов (Б.Г. Ананьев, А. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Панферов).
2. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: знак, коммуникатор, коммуникативная сторона общения, коммуникативная компетентность, семантика, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения, речь, обратная связь, отношение, вербальное общение, невербальное общение, личностно-ориентированное общение, неформальное общение, слушание, социально ориентированное общение, язык.
3. Составьте схему «Отличие общения человека от общения животных» (по содержанию, целям и средствам).
4. Заполнить таблицу «Общение».
Общение
Таблица
Определение понятия | Структура | Виды | Уровни | Функции | Исследователи общения |
Основная литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
2. Бодалев А.А. Психология общения: М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 320с.
3.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2007. – 365 с.
Дополнительная литература:
1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Труды. - М., 1995.
2.Горянина В.А. Психология общения. М.: «Академия», 2007.
3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. – Спб., 2001.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев ., 1990.