Проблема профессионального развития, этапы, кризисы. Формы и средства профессионального развития психолога.

Проблема психологического сопровождения непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования

Необходимость обеспечения непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования обусловлена вхождением системы дополнительного образования в новый этап развития. Данная система является инновационной образовательной системой, так как учреждения дополнительного образования получили свой нынешний статус лишь в 1991году.

Сегодня, когда дополнительное образование названо зоной ближайшего развития образования России, наступил этап теоретической и практической разработки проблем системы дополнительного образования. Мы видим свою задачу и в том, чтобы, став в полной мере учреждением образовательного типа, сохранить все лучшее, накопленное внешкольными учреждениями досугового типа. Прежде всего, это стиль взаимоотношений в системе «педагог - ребенок», где никогда не превалировала авторитарная парадигма, распространенная в школе.

В Доме детского и юношеского творчества им. В.Дубинина активно проводится поисковая, научно-практическая работа. Основной парадигмой обучения и воспитания в нашем Доме стал личностно созидающий подход, теоретически обоснованный научным руководителем учреждения Л.И.Боровиковым. Авторитарная педагогика, построенная на приоритете учителя над учеником - педагогика вчерашнего дня, но и другой полюс - приоритет ученика во всем и всегда не дает эффективного педагогического результата. Личностно созидающая педагогика отрицает «педагогику приоритетов», подчеркивает роль личности педагога в развитии ребенка, предлагает педагогу занять активную созидательную позицию в развитии, как ребенка, так и себя самого. Такой подход, несомненно, предъявляет повышенные требования к педагогическому профессионализму.

Сегодня никто не отрицает, что педагогическая профессия - профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего своей личностью. Таким образом, профессиональное развитие педагога неотделимо от личностного. А значит в решении проблемы непрерывного профессионального развития педагога необходимо участие психологов.

Проблема профессионального развития, несомненно, актуальна для образования в целом. Однако, считаем, что на всех уровнях системы дополнительного образования осознание значимости личности педагога и следовательно осознание необходимости его непрерывного профессионального развития происходит быстрее. Предоставленная ребенку возможность свободного входа и выхода из образовательного процесса на любом его этапе уже сама по себе гуманизирует взаимоотношения в системе «педагог - ребенок», ставит педагога перед необходимостью серьезной работы с мотивацией, что также требует постоянного наращивания профессионализма. Кроме того, педагог дополнительного образования постоянно работает в области творчества, с творческими проявлениями ребенка, для чего также необходима достаточно высокая психолого-педагогическая компетентность. Психологи отмечают: профессиональное развитие способствует предотвращению и преодолению таких негативных явлений, как «педагогические кризисы», «педагогическое истощение», профессиональная стагнация и стереотипизация учительского сознания, что ставит непрерывное профессиональное развитие в ряд наиболее актуальных вопросов педагогической практики.

Весь комплекс перечисленных проблем обосновывает, по нашему мнению, психологическое сопровождение непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования как основную целевую задачу психологической службы Дома детского и юношеского творчества им. В.Дубинина.

Психологическое сопровождение применительно к ученику и образовательному процессу - часто употребляемый термин. Считаем, что данный термин и стоящий за ним подход применим и к решению какой-либо проблемы, в частности непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования.

Организация системы психологического сопровождения непрерывного профессионального развития педагога невозможна без определения основных понятий проблемы профессионального развития. И, прежде всего, необходимо было ответить на вопросы: что развивается (объект развития)? как осуществляется развитие (движущие силы, механизм и условия)?

Изучение литературы, анализ предварительных результатов опытно-поисковой практической работы позволили нам выделить в качестве объектов развития следующие интегральные характеристики личности: педагогическая позиция и профессиональная компетентность. Таким образом, в нашем понимании, психологическое сопровождение непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования есть:

1) содействие развитию и становлению гуманистически ориентированной педагогической позиции, как системы устойчивых убеждений;

2) поддержка педагога в непрерывном наращивании профессиональной компетентности.

Педагогическая позиция определяется нами как профессионально-значимое качество личности, которое занимает центральное место в структуре личности педагога и определяет систему эмоционально-ценностных отношений в педагогической деятельности и общении.

В профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования мы выделяем следующие уровни: психологический, педагогический, методический и предметно-практический.

Психологический - предполагает компетентность в области развития личности ребенка.

Педагогический - предполагает знание логики выстраивания воспитательных и обучающих взаимоотношений.

Методический уровень означает мастерство педагога в выборе адекватных средств, форм и методов для решения воспитательных и образовательных задач.

Предметно - практический - знание своей предметной области.

Для эффективного решения проблемы непрерывного профессионального образования необходимо сформировать в коллективе целый ряд предпосылок, важнейшими из которых являются:

· формирование отношения к профессиональному росту как ценности;

· создание объективных условий для раскрытия творческой индивидуальности педагогов;

· последовательная реализация системно-целевой технологической модели в непрерывном наращивании профессионализма всех участников педагогического процесса.

Решение перечисленных задач возможно только при объединении усилий. Именно поэтому психологическая служба нашего Дома творчества работает интегрировано с другими службами и структурными подразделениями. Идея непрерывного профессионального развития пронизывает все формы взаимодействия коллектива.

Этапы

Наши рекомендации