Единое профессиональное пространство. Профессиональные объединения специалистов.
Возникший интерес к феномену пространства в психолого-педагогических науках объясняется разработкой проблем личностно-ориентированного обучения. Педагогическое взаимодействие осуществляется через создание определенного пространства, в котором разворачиваются жизненно значимые ситуации и события. В научно-педагогических трудах С.К.Болдырева, Е.В.Бондаревской, Н.Л.Селивановой, Л.М.Лузиной, А.В.Шумаковой, А.И.Каптерева и др. мы встречаемся с «образовательным пространством», «единым образовательным пространством», «профессиональным пространством», «воспитательным пространством», «пространством детства» и др. Эти понятия определяют различные феномены в сферах человеческой деятельности.
Различные аспекты пространств исследуются многими педагогами (К.В. Воронцова, М.Я. Виленский, В.И.Гинецинский, Н.Б.Крылова, Е.В.Мещеряков, А.П.Тряпицина, В.И.Слободчиков, Н.Б.Крылова и др.). Мы определяем образовательное пространство, как условия, связанные между собой определенным образом, которые оказывают влияние на образование человека. В образовательном пространстве фигурируют не столько значимые для студентов образовательные задачи, которые ставятся самим студентом, но и видение их со стороны организаторов педагогического процесса - преподавателей.
Наиболее общее представление о структуре пространства характеризует порядок взаимного расположения одновременно существующих объектов.
Формирование специалиста как целостной личности осуществляется под влиянием как педагогического процесса в образовательном пространстве, так и специфического образовательно-профессионального пространства, в котором он оказывается, обучаясь в вузе.
Образовательно-профессиональное пространство, на наш взгляд - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию образованной личности в профессии посредством самоактуализации, самосовершенствования, самодеятельности.
В исследованиях Э.Ф.Зеера представлены факторы (мы охарактеризовали их как психологические, социальные и профессиональные), объединение которых составляет профессионально-образовательное пространство. Автор объединяет их в три группы:
- изменения, связанные с возрастом человека (психологические);
- изменения, преобразующие ведущую деятельность субъекта (социальные);
- изменения, происходящие в ходе непрерывного профессионального образования личности (профессиональные).
Э.Ф. Зеер отмечает, что «эти три фактора аккумулируют и социально-экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее потребность в самоопределении и самоактуализации»[1:31]. Выделение вышеперечисленных факторов позволяет нам увидеть специфику образовательно-профессионального пространства:
- оно является результатом освоения субъекта профессиональной деятельности данного вида (это отличает его от среды, которая рассматривается как данность и отличает его от образовательного пространства, которое рассматривается как влияние взаимосвязанных условий);
- оно позволяет ставить и решать профессиональные задачи;
- моделирование образовательно-профессионального пространства возможно по требованию, необходимости и в результате профессиональной деятельности.
Образовательно-профессиональное пространство, по нашему мнению, должно включать следующие компоненты:
- образовательный компонент: технологии, методы, формы и средства обучения;
- исследовательский компонент: проблемно-поисковая и экспериментальная деятельность;
- финансово-экономический компонент: материальная база, использование внебюджетных средств;
- управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированного кадрового состава;
- практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики;
- профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения и обратный процесс - внедрение профессиональных кадров в учебный процесс (создание системы партнерского сотрудничества); проведение коллективных творческих дел, конференций, форумов по исследованию профессионально-педагогических проблем.
Таким образом, образовательно-профессиональное пространство рассматривается нами как элемент педагогической системы вуза, способствующий формированию и профессиональному становлению личности студентов.
Положение о психологической службе Объединения 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления Психологической службы в образовательной системе г. Москвы. 1.2. Психологическая служба (далее по тексту Служба) призвана обеспечить сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации. 1.3. Работа Службы включает в себя психологическую помощь воспитанникам и учащимся, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса в социальной инфраструктуре города Москвы. 1.4. В своей деятельности Служба руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Москвы, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Департамента образования города Москвы, Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образований РФ от 22.10.1999 г. № 636, Положением о службе практической психологии Департамента образования г.Москвы, настоящим положением, Уставом ОУ. 1.5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами, воспитателями и другими работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со всеми специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости. Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в ОУ. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается. Права и обязанности педагогов-психологов регламентируются пунктом 4 Положения о службе практической психологии Департамента образования г. Москвы. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ 2.1. Цель Службы - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. 2.2. Основные задачи психологической Службы ОУ - просветительская, психопрофилактическая, консультативно-диагностическая, коррекционная помощь в условиях образовательного учреждения; - социально-психологическая помощь, содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи; - социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних; - консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей и молодежи; - составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, профессиональному образованию, социально-бытовому и трудовому устройству детей и молодежи, - психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальным ситуациях; - иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности несовершеннолетних.2.3. Основные направления деятельности службы. 2.3.1. Основными направлениями деятельности Службы являются психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование (по запросу), социально- диспетчерская деятельность школьного психолога, обеспечивающая участникам педагогического процесса социально-психологическую помощь, выходящую за рамки компетенции школьного психолога. 2.3.2. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по: - разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа; - контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе, элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье; - обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации; - подготовке детей и подростков и осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания; - своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей и подростков; - своевременному предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков. 2.3.3. Психологическое просвещение предусматривает деятельность по: - повышению психологической культуры населения, - формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов, воспитателей, родителей, - формированию у субъектов психологической помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. 2.3.4. Психологическая диагностика предусматривает деятельность по: - получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказаний психологической помощи детям, их родителям, педагогам;и воспитателям; - выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения; - определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних. 2.3.5. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по: - активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностного роста и профессионального совершенствования взрослых участников; - участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико- педагогических развивающих и коррекционных программ; - реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних.- использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативные техник, фармакологических средств и т.п.); - знать новейшие достижения психологической науки в целом; - применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы; - в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития; - оказывать психолого-педагогическую помощь работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, законным представителям несовершеннолетних в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям; - хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной. развивающей работы, и может нанести ущерб ребенку или его окружению; - вести запись и регистрацию всех видов работ; - постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. 3.9. Ответственность психолога, педагога-психолога: - психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, разбивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; - психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке; - психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента. 3.10. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право: - самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательных учреждений и т.п.; - самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ; - отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей; - обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка. 3.11. Психологи, педагоги-психологи, медицинский и иной персонал, имеют право на льготы, предусмотренные для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ. Гарантии и льготы специалистам Службы, работающим в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, приравниваются к гарантиям и льготам специалистов, занятых в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений