Сравнение точек зрения, теоретических позиций, объектов (явлений)
Возможный алгоритм:
1) дать определение, охарактеризовать сравниваемые точки зрения, теоретические позиций, объекты (явления)
2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения;
3) установить общее и различное между сравниваемыми точками зрения, теоретическими позициями, объектами (явлениями).
Работа над понятиями
Работа над понятиями предполагает знакомство студентов с определениями по книгам и словарям. При этом необходимо выбрать определение, наиболее полно отражающее содержание того или иного понятия, и аргументировать свой выбор.
Разработка вопросов, заданий к теме, разделу.
18. Разработка инструкций, рекомендаций по выполнению определенных операций, элементов профессиональной деятельности.
Составление таблиц.
Разработка проекта урока, внеклассного мероприятия, факультативного занятия и т.п.
21. Описание (разработка) алгоритма (пошаговой модели) выполнения определенного действия, решения задачи, ситуации.
Разработка тестовых заданий.
1 вариант – тип тестовых заданий и их количество определяется преподавателем.
2 вариант – преподаватель определяет только тип тестовых заданий.
3 вариант – преподаватель определяет только количество тестовых заданий.
4 вариант – без рекомендаций относительно типа тестовых заданий и их количества.
Работа с компьютерными обучающими программами, электронными учебниками, тренажерами, тестовыми системами.
Подбор, описание, экспертная оценка сайтов Интернет.
Работа с электронными библиотеками.
Выполнение заданий в Рабочей тетради (если она разработана применительно к данному курсу).
Разработка кроссворда.
Выполнение тренировочных комплексов, оздоровительных упражнений и т.п.
Рекомендации по работе с литературой
Основная литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 2007.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М., 2010.
3. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М., 2011.
4. Фоминова А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова. – М.: Флинта, 2011. – www.biblioсlub.ru: 79468.html
5. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики / Л.В. Корнева. – М.: Владос, 2006. – www.biblioсlub.ru: 58298.html.
6. Ткачева М. С. Педагогическая психология : конспект лекций / М.С. Ткачева. – СПб.: Высшее образование, 2008. – http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/98425/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html.
Дополнительная литература
1. Немов Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. – М., 1994.
2. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум / В.М. Минаева. – М.: Академический проект, 2004.
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М., 1973.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991.
5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. – М., 1972.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М., 1987.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 1991.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М., 1979.
9. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А.Н. Сизанов. – Минск, 1989.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М., 1989.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Сайт Воронежского государственного педагогического - www.vspu.aс.ru университета.
Библиотека по психологии на выбор - www.psychologylib.ru
Электронные образовательные ресурсы (ЭОP):
1. Педагогическая библиотека - http://www.ped1ib.ru
2. Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru/defaultx.asp
3. Официальный сайт Министерства образования и науки - http://www.ed.gov.ru
4. Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева -http://sites.google.com/site/nechaevsite/
5. Фундаментальная библиотека ВГПУ - http://lib.vspu.ac.ru/index.html
6. Флогистон: Психология из первых рук - http://flogiston.ru/
Научные учреждения и общества психологов
1. Институт психологии Российской Академии наук - http://www.ipras.ru/
2. Институт психологии РАО - http://www.pirao.ru/
3. Российское психологическое общество - http://www.rpo.rsu.ru
4. Федерация психологов образования России - www.rospsv.ru
5. Санкт-Петербургское психологическое общество - http://spbpo.ru
6. Самарское общество психологов - http://psy.samara.ru
7. Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург) - http://www.bekhterev.org
8. Психоаналитическая ассоциация Российской Федерации - http://www.psychoanalysis.ru
9. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига - http://www.oppl.kub.ru
10. Международная ассоциация развивающего обучения - http://www.centr-ro.ru
Учреждения дополнительного психологического образования:
6. Институт практической психологии «Иматон» - http://imaton.ru
7. Институт групповой и семейной психологии и психотерапии - http://www.igisp.ru
8. Институт развития личности - http://www.ipd.ru
9. Московский Гештальт Институт - http://www.gestalt.ru
10. Институт психотерапии и клинической психологии - http://www.psyinst.ru
Психологические журналы и периодика:
1. «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru
2. «Психологическая наука и образование» - http://www.psyedu.ru
3. «Московский психологический журнал» - http://magazine.mospsy.ru
4. «Психологическая газета» - http://www.psy-gazeta.ru/
5. Еженедельник «Школьный психолог» - psy.lseptember.ru
6. Психологическая газета «Мы и мир» - http://gazetamim.ru
7. Журналы Американской психологической ассоциации - http://www.apa.org/joumals
8. Психологический журнал - http://www.psychol.ras.ru/08.shtml
9. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология -http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html
10. Курьер образования - http://www.courier.com.ru
11. Психологический вестник - http://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm
12. Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада - http://festival. 1 september.ru/articles/417274/
Психологические сайты:
1. «Детский психолог». Материалы по возрастной психологии,
психологической службе системы образования. Новости. Тесты. - http://www.childpsy.ru
2. Психологический словарь - http://psi.webzone.ru
3. А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним. - http://azps.ru
4. «Психотерапия и консультирование». Консультации психолога. Книги и статьи. Психологические тесты. - http://www.psyonline.ru
5. Нарративная психология и психотерапия - http://www.narrative.narod.ru
6. Материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов - http://psychology-online.net
7. «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и программы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования. - http://www.psycho.ru
8. Материалы по общей, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психология, психология эмоциональных отношений - http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html
9. Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы - http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.html
Психологические книги:
1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с - http://www.pedlib.rU/Books/2/0171/index.shtml
2. Баряева Л. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками - http://www.boffobooks.ru/book.html?id=96265
3. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста - http://practic.childpsy.ru/toolkit/detail.php?methodic=23091
Психологические тесты и методики:
1. Психологические тесты для обследования детей дошкольного и школьного возраста, профориентационные методики - http://psiholognew.narod.ru
2. Популярные психологические тесты - http://www.psitest.ru
3. Популярные психологические тесты - http://tests.holm.ru
4. Подборка тестов личности - http://www.ctest.ru
5. Тесты и психологические консультации, научно-популярные материалы
по психологии - http://test.msk.ru
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru
2. Обучающая компьютерная оболочка DCompetentum MagisterD
3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE
4. Библиотека психологической литературы разных направлений - http://www.bookap.by.ru
5. Библиотека психологической литературы по детской психологии - http://psi.lib.ru
6. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры - http://psylib.kiev.ua
7. Российское образование. Федеральный портал - http://www.edu.ru/
8. Университетская библиотека Online - http://www.biblioclub.ru/
Программное обеспечение:
1. Адаптивная система тестирования «АСТ-тест»
2. Система дистанционного обучения LMS Moodle.
Методические рекомендации
по изучению дисциплины
для преподавателей
Основное назначение курса – дать студентам необходимые знания о психологических закономерностях обучения и воспитания детей, об особенностях психического развития и формирования личности растущего человека в условиях обучения и воспитания; вооружить умениями самостоятельно определять потенциальные возможности учащихся и тенденции развития у них творческих способностей к различным видам деятельности; научить оптимально строить учебный процесс с учетом различных факторов и условий, возрастных и дифференциальных особенностей детей.
По завершении изучения настоящего курса студент должен знать основные положения психологического сопровождения школьника в учебной деятельности: психологические основы урока, пути его оптимизации и достижения цели; психологические приемы, обеспечивающие развитие у детей мотивационной, познавательной и эмоционально–волевой сфер личности; сущность единства обучения и развития личности, роль обучения и воспитания в развитии психики и личности ребенка; сущность психологии воспитания; сущность понятия « личность», структуры личности, возрастные и индивидуальные особенности школьников, основные факторы, условия и средства формирования личности; сущность понятия «коллектив», его структуры, механизмов влияния коллектива на личность, особенности развития коллектива класса.
Студент должен уметь: организовать взаимодействие учителя и учащихся на уроке; управлять вниманием детей на протяжении всего урока, учитывать при его построении и организации учебной деятельности общие свойства восприятия, памяти, мышления, воображения; анализировать урок и внеклассное мероприятие с точки зрения психолого–педагогических особенностей; использовать методы, применяемые в психологии для диагностики развития личности ребенка и изучения классного коллектива; составлять психолого–педагогические характеристики личности школьника и коллектива; оказывать психологическую помощь школьнику; владеть приемами воздействия на коллектив; организовать работу по психологическому просвещению школьников.