Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Развитие учебного сотрудничества
Идеи теоретиков общей и педагогической психологии и передовых практиков современной школы нашли отражение в представлении о сотрудничестве как одной из определяющих основ современного образования. Сотрудничество в образовательном процессе реализуется на практике в виде коллективных, кооперативных, групповых форм учебной работы. Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, употребляются разные понятия: «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно–распределенная учебная деятельность», «коллективно–распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. Термин «учебное сотрудничество» используется нами как наиболее емкий и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.
Сотрудничество как совместная деятельность субъектов характеризуется в отличие от индивидуальной работы следующими свойствами: а) пространственным и временным соприсутствием; б) единством цели; в) организацией и управлением общей деятельностью; г) разделением функций, действий и операций между участниками совместной деятельности; д) наличием позитивных межличностных отношений.
Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по крайней мере по четырем линиям: 1) «учитель – ученик (ученики)»; 2) «ученик – ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель – учительский коллектив». Эти линии существуют не изолированно друг от друга: линия «учитель – ученик», как правило, дополняется линией общегруппового взаимодействия, если работа учителя идет с целым классом, или линией «ученик– ученик» при выполнении на уроке тех видов работы, которые требуют объединения учеников в малые группы.
Большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса свидетельствует о положительном влиянии организации учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников. По сравнению с индивидуальной работой при сотрудничестве успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал. Организация общегруппового сотрудничества представляет немалые трудности, но именно она подготавливает становление группы как коллективного субъекта учебной деятельности, способного к равнопартнерскому сотрудничеству с учителем. Ведущий разработчик проблемы психологии учебного сотрудничества Г. А. Цукерман, обобщая проведенные в мире исследования, отмечает следующие достоинства совместной учебной деятельности:
› возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
› растут познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
› тратится меньше времени на формирование знаний и умений;
› меньше становится проблем с дисциплиной, обусловленных дефектами учебной мотивации;
› ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
› меняется характер взаимоотношений учеников;
› усиливается сплоченность класса, при этом самоуважение и взаимное уважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
› ученики приобретают важнейшие социальные навыки – такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
› учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, уровень их подготовки, свойственные им темпы работы;
› воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем развитии проходят стадию конфликтных отношений и преодолеть ее без вмешательства учителя школьники, как правило, еще не могут.
Совместная работа учащихся влияет не только на каждого из них, но и на саму их деятельность. Совместное учебное действие представляет собой специфическую учебную ситуацию, которая должна отвечать требованиям общности цели, выполнения собственного индивидуального действия каждым участником, координированности всеми всех и всего и не простого сложения результатов отдельных действий, а получения общего результата. Перед группой учащихся ставится мыслительная задача, решить которую можно только коллективно. Общегрупповая деятельность по решению задачи имеет общегрупповой результат, при этом действия каждого отдельного учащегося имеют общий для всей группы смысловой стержень. Влияние же сотрудничества на личностное развитие учеников заключается прежде всего в том, что у них вырабатывается умение оценивать себя не просто с точки зрения другого, а с разных точек зрения в зависимости от его, ученика, места и функции в совместной деятельности.
Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенными способами учебного сотрудничества при решении учебных задач являются дискуссия, обсуждение проблемного вопроса. Диалог и совместное решение возникают в том случае, когда требуются логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных точек зрения. Соответственно, задача, которую ставит педагог перед классом в расчете на ее решение путем учебного сотрудничества, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения. Такие задачи требуют достаточно высокого уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях.
Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников через распределение ролей или задание способов совместной работы. Важным способом организации сотрудничества является предварительная отработка программы совместного решения учебных задач. Исследования показали, что такая программа повышает продуктивность последующей совместной работы.
Учебно–педагогическое сотрудничество формируется далеко не сразу. Приходящие в школу дети, еще не в полной мере владеющие приемами и способами осуществления индивидуальной учебной деятельности, не могут сами наладить и деятельность коллективную и еще не умеют сотрудничать с учителем. Динамика становления совместной деятельности учителя и учеников подробно рассмотрена В. П. Панюшкиным, который выделил две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников, включающие шесть ее форм.
1. Фаза приобщения к деятельности включает: 1) разделенные между учителем и учащимися действия; 2) имитирующие действия учащихся; 3) подражательные действия учащихся.
2. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает: 1) саморегулируемые действия учащихся; 2) самоорганизуемые действия учащихся; 3) самопобуждаемые действия учащихся.
Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом. Относительно студенческого возраста В. П. Панюшкиным предполагается третья фаза –партнерство в совершенствовании освоения деятельности. Равнопартнерство в этой модели совместной деятельности учеников и преподавателя является результатом ее развития и становления. Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъект–субъектное взаимодействие в учебно–воспитательном процессе.