Оценочные средства для контроля успеваемости
И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль
В ходе текущего контроля оцениваются достижения студентов в процессе освоения дисциплины. В качестве оценочных средств используются:
× устный и письменный контроль (опрос, контрольные работы, рефераты);
× бланочное тестирование;
× индивидуальные и домашние задания, творческие работы;
× практические работы.
5.2. Промежуточная аттестация по дисциплине
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине предполагает экзамен.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Общее понятия о педагогической психологии.
2. Основные проблемы и концепции педагогической психологии.
3. Методы педагогической психологии.
4. Цели и ценности педагогического общения.
5. Способы формирования научных понятий.
6. Условия формирования понятий.
7. Основные психологические компоненты усвоения знаний.
8. Личность человека и особенности ее формирования.
9. Деятельность - основа формирования человека как личности.
10. Организация ведущих типов деятельности как средство целенаправленного влияния на формирование личности ребенка.
11. Детский коллектив и его воспитательные возможности.
12. Психологические механизмы воспитания.
13. Место и функции учителя в обществе.
14. Требования к учителю.
15. Основные составляющие деятельности учителя.
16. Психологическое развитие как процесс овладения ребенком общественно–историческим и социальным опытом.
17. Биологические условия развития психики.
18. Содержание обучения и психическое развитие ребенка.
19. Теория поэтапного формирования умственных действий.
20. Развитие психических механизмов усвоения знаний в процессе обучения.
21. Развитие общих свойств личности.
22. Активность личности ребенка как основное условие ее психического развития.
23. Общие понятия о научении.
24. Понятие об обучении.
25. Попутное и целенаправленное научение.
26. Учение как деятельность.
27. Мотивация учебной деятельности.
28. Основы формирования знаний.
29. Основные теории научения.
30. Институты воспитания.
31. Психологический анализ урока в деятельности педагога.
32. Общая характеристика психологического анализа урока.
33. Занятия по психологическому анализу урока.
34. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
35. Общая характеристика учебно-педагогического сотрудничества.
36. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 2007.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М., 2010.
3. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М., 2011.
4. Фоминова А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова. – М.: Флинта, 2011. – www.biblioсlub.ru: 79468.html
5. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики / Л.В. Корнева. – М.: Владос, 2006. – www.biblioсlub.ru: 58298.html.
6. Ткачева М. С. Педагогическая психология : конспект лекций / М.С. Ткачева. – СПб.: Высшее образование, 2008. – http://www.e–reading.org.ua/bookreader.php/98425/Tkacheva_–_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html.
6.2. Дополнительная литература
1. Немов Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. – М., 1994.
2. Минаева В.М. Психолого–педагогический практикум / В.М. Минаева. – М.: Академический проект, 2004.
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М., 1973.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991.
5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. – М., 1972.
6. Кан–Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан–Калик. – М., 1987.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 1991.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М., 1979.
9. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А.Н. Сизанов. – Минск, 1989.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М., 1989.
6.3. Программное обеспечение и Интернет–ресурсы:
Сайт Воронежского государственного педагогического - www.vspu.aс.ru университета.
Библиотека по психологии на выбор - www.psychologylib.ru
Электронные образовательные ресурсы (ЭОP):
1. Педагогическая библиотека – http://www.ped1ib.ru
2. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru/defaultx.asp
3. Официальный сайт Министерства образования и науки – http://www.ed.gov.ru
4. Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева –http://sites.google.com/site/nechaevsite/
5. Фундаментальная библиотека ВГПУ – http://lib.vspu.ac.ru/index.html
6. Флогистон: Психология из первых рук – http://flogiston.ru/
Научные учреждения и общества психологов
1. Институт психологии Российской Академии наук – http://www.ipras.ru/
2. Институт психологии РАО – http://www.pirao.ru/
3. Российское психологическое общество – http://www.rpo.rsu.ru
4. Федерация психологов образования России – www.rospsv.ru
5. Санкт–Петербургское психологическое общество – http://spbpo.ru
6. Самарское общество психологов – http://psy.samara.ru
7. Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт–Петербург) – http://www.bekhterev.org
8. Психоаналитическая ассоциация Российской Федерации – http://www.psychoanalysis.ru
9. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига – http://www.oppl.kub.ru
10. Международная ассоциация развивающего обучения – http://www.centr–ro.ru
Учреждения дополнительного психологического образования:
1. Институт практической психологии «Иматон» – http://imaton.ru
2. Институт групповой и семейной психологии и психотерапии – http://www.igisp.ru
3. Институт развития личности – http://www.ipd.ru
4. Московский Гештальт Институт – http://www.gestalt.ru
5. Институт психотерапии и клинической психологии – http://www.psyinst.ru
Психологические журналы и периодика:
1. «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru
2. «Психологическая наука и образование» – http://www.psyedu.ru
3. «Московский психологический журнал» – http://magazine.mospsy.ru
4. «Психологическая газета» – http://www.psy–gazeta.ru/
5. Еженедельник «Школьный психолог» – psy.lseptember.ru
6. Психологическая газета «Мы и мир» – http://gazetamim.ru
7. Журналы Американской психологической ассоциации – http://www.apa.org/joumals
8. Психологический журнал – http://www.psychol.ras.ru/08.shtml
9. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология –http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html
10. Курьер образования – http://www.courier.com.ru
11. Психологический вестник – http://www.vlad–sadovsk.chat.ru/article.htm
12. Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно–развивающей работы детского сада – http://festival. 1 september.ru/articles/417274/
Психологические сайты:
1. «Детский психолог». Материалы по возрастной психологии,
психологической службе системы образования. Новости. Тесты. – http://www.childpsy.ru
2. Психологический словарь – http://psi.webzone.ru
3. А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним. – http://azps.ru
4. «Психотерапия и консультирование». Консультации психолога. Книги и статьи. Психологические тесты. – http://www.psyonline.ru
5. Нарративная психология и психотерапия – http://www.narrative.narod.ru
6. Материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов – http://psychology–online.net
7. «Психология и бизнес on–line». Библиотека, тесты и программы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования. – http://www.psycho.ru
8. Материалы по общей, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психология, психология эмоциональных отношений – http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html
9. Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы – http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.html
Психологические книги:
1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с – http://www.pedlib.rU/Books/2/0171/index.shtml
2. Баряева Л. Театрализованные игры в коррекционно–развивающей работе с дошкольниками – http://www.boffobooks.ru/book.html?id=96265
3. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста – http://practic.childpsy.ru/toolkit/detail.php?methodic=23091
Психологические тесты и методики:
1. Психологические тесты для обследования детей дошкольного и школьного возраста, профориентационные методики – http://psiholognew.narod.ru
2. Популярные психологические тесты – http://www.psitest.ru
3. Популярные психологические тесты – http://tests.holm.ru
4. Подборка тестов личности – http://www.ctest.ru
5. Тесты и психологические консультации, научно–популярные материалы
по психологии – http://test.msk.ru
Электронно–библиотечные системы (ЭБС),
базы данных, информационно–справочные и поисковые системы:
1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал – www.mshu.edu.ru
2. Обучающая компьютерная оболочка DCompetentum MagisterD
3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE
4. Библиотека психологической литературы разных направлений – http://www.bookap.by.ru
5. Библиотека психологической литературы по детской психологии – http://psi.lib.ru
6. Ппсихологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры – http://psylib.kiev.ua
7. Российское образование. Федеральный портал – http://www.edu.ru/
8. Университетская библиотека Online – http://www.biblioclub.ru/
Программное обеспечение:
1. Адаптивная система тестирования «АСТ–тест»
2. Система дистанционного обучения LMS Moodle.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам)
для проведения занятий:
Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование.
7.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
Видеопроектор, ноутбук, переносной экран.
7.3. Требования к специализированному oбoрудованию:
– Мультимедийный проектор
– Компьютерные мультимедийные презентации
– Видеокамера
– Диктофон
– Компьютерный класс
Перечислены ЭОР, размещенные на официальных образовательных сайтах, и (или) разработанные самостоятельно, с указанием Интернет–адреса.
Указаны лицензионные ЭБС, предоставляющие возможность круглосуточного дистанционного доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к cети Интернет.
УММ по теоретическому разделу
дисциплины
Предмет, задачи и методы
педагогической психологии
План
1. Предмет и задачи педагогической психологии
2. Методы исследования педагогической психологии
3. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса
Педагогическая психология – самостоятельная отрасль психологической науки, наиболее тесно связанная с такими ее отраслями, как возрастная психология и психология труда. Обе эти науки близки благодаря общему объекту изучения, которым является человек в процессе его развития, но предметы их разные. Предметом педагогической психологии является не просто психическое развитие человека, как в возрастной психологии, а роль в этом процессе обучения и воспитания, т. е. определенных видов деятельности. Именно это сближает педагогическую психологию с психологией труда, предметом которой является развитие психики человека под влиянием трудовой деятельности. Одним из видов последней является педагогическая деятельность, непосредственно влияющая на развитие психики как учащегося, так и самого педагога.
Предметом педагогической психологии являются также факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития. В частности, педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, особенности формирования у учащихся активного самостоятельного творческого мышления, влияние обучения и воспитания на психическое развитие, условия формирования психических новообразований, психологические особенности личности и деятельности педагога. Основными проблемами педагогической психологии всегда были следующие:
1. Связь сознательного организованного педагогического воздействия на ребенка с его психологическим развитием
2. Сочетание возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития и оптимальные для возрастных категорий и конкретных детей методы обучения и воспитания.
3. Нахождение и максимально эффективное использование сенситивных периодов развития психики ребенка.
4. Психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению.
5. Педагогическая запущенность.
6. Обеспечение индивидуального подхода в обучении
В наши дни направлениями наиболее активных исследований являются: психологические механизмы управления обучением (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев); учебная мотивация (А. К. Маркова, Ю. М. Орлов и др.); личностные особенности обучаемых и учителей (А. А. Леонтьев, В. А. Кан–Калик); учебно–педагогическое сотрудничество (Г. А. Цукерман и др.). Таким образом, предмет педагогической психологии сложен, многосторонен и неоднороден.
На современном этапе развития предмет педагогической психологии включает в себя все больше различных задач, которые ставит перед этой наукой жизнь. Отказ от единой для всей системы образования идеологии, разнообразие предлагаемых образовательных программ, новые жизненные требования к интеллекту и личности гражданина заставляют и педагогическую психологию обращаться к все новым областям исследований. Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы:
› раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на психику обучаемого;
› определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися общественного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях;
› определение связи между уровнем психического развития обучающегося и оптимальными для него формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия;
› определение критериев усвоения знаний, психологических основ диагностики уровня и качества усвоения;
› изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально–психологических и профессиональных качеств;
› определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащихся с целью оптимального воздействия на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно–познавательную активность;
› разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее тематическую структуру, т. е. разделы, входящие в данную науку. Традиционно в структуре педагогической психологии выделяют три раздела: 1) психологию обучения; 2) психологию воспитания; 3) психологию педагогической деятельности и личности педагога. Однако такая классификация исключает из рассмотрения личность и активность самого учащегося. В самом деле под словом «обучение» понимается воздействие на ученика со стороны педагога с целью усвоения учеником знаний и формирования умений, т. е. учитель рассматривается как активная сторона, субъект деятельности, а ученик – как объект воздействия. Понятие «воспитание» также означает воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенных, желательных для воспитателя, психологических свойств и качеств, т. е. ребенок опять оказывается в роли объекта, на который необходимо определенным образом влиять, и лишь отдельным вопросом в этой теме рассматривается самовоспитание.
В рамках более прогрессивного подхода (И. А. Зимняя и др.) и учитель, и ученик рассматриваются как активные участники образовательного процесса. Каждый из них является субъектом, активно осуществляющим свою деятельность: ученик – учебную, учитель – педагогическую. Оба эти вида деятельности оказывают значительное влияние на психологическое развитие своих субъектов и не могут осуществляться изолированно друг от друга. Важные и неотъемлемые части каждого из них составляют общение и сотрудничество субъектов: учителя – с учениками, учеников между собой, учителей между собой и т. д. Именно единство учебной и педагогической деятельности представляет собой образовательный процесс в целом. Воспитание же в данном случае органично включено в образовательный процесс посредством его содержания, форм и методов реализации. Если рассматривать структуру педагогической психологии с такой позиции, то в ней можно выделить четыре раздела:
1) психологию образовательного процесса как единства учебной и педагогической деятельности;
2) психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося;
3) психологию педагогической деятельности и ее субъекта – учителя;
4) психологию учебно–педагогического сотрудничества и общения.
В данном пособии мы будем опираться в основном на эту классификацию, но рассмотрим и фактически выпавший из нее раздел «Психология воспитания», чтобы отразить все современные основные подходы к тематической структуре педагогической психологии.