Опросник жизненного стиля (Life Style Index).

(Плутчик – Келлерман – Конте )

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком "+".

1. Со мной ладить очень легко

2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю

3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим

4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия

5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется

6. Я легко краснею

7. Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой

8. Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком

9. Я легко выхожу из себя

10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить

11. Я редко запоминаю свои сны

12. Меня раздражают люди, которые командуют другими

13. Часто бываю не в своей тарелке

14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком

15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее

16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих

17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды

18. Мне говорят, что я хвастун

19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве

20. Почти все мною восхищаются

21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью

22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают

23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни

24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир

26. Я человек, у которого нет предрассудков

27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным

28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими

29. Очень не люблю недоброжелательных людей

30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть

31. Я из тех, кто редко плачет

32. Пожалуй, я много курю

33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит

34. Я плохо помню лица

35. Я иногда занимаюсь онанизмом

36. Я с трудом запоминаю новые фамилии

37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому

38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей

39. Люди мне никогда не надоедают

40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время

41. Я мало что могу вспомнить из своего детства

42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей

43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать

44. Другие считают меня излишне доверчивым

45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства

46. Плохое я стараюсь выбросить из головы

47. Я не теряю никогда оптимизма

48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей

49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры

50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным

51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях

52. Я легко принимаю брошенный другим вызов

53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы

54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания

55. Другие считают, что я равнодушный человек

56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь

57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности

58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль

59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом

60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.

61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит

62. Я грызу ногти

63. Другие говорят, что я избегаю проблем

64. Я люблю выпить

65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство

66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами

67. Я не люблю карьеристов

68. Я много говорю неправды

69. Порнография вызывает у меня отвращение

70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера

71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей

72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние

73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения

74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение

75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок

76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам

77. Покойники меня не “трогают”

78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания

79. Многие люди вызывают у меня раздражение

80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.

81. Я с трудом произношу непристойные слова

82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим

83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным

84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело

85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным

86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых

87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники

88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают

89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет

90. Я часто влюбляюсь

91. Другие считают, что я излишне объективен

92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

ОБРАБОТКА ТЕСТА

Восемь эго-защитных процессов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле (число "+"/ответы – число утверждений) х 100%.

№п/п Названия шкал Номера утверждений n
Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92
Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84
Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89
Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90
Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88
Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85
Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86
Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91

Тест-опросник самоотношений

(В.В.Столин, С.Р.Пантилеев)

Используются два варианта ответа «согласен» и «не согласен».

В инструкции испытуемым указывается, что им будет предъявлен личностный опросник, который не предполагает правильных и непра­вильных ответов и направлен на анализ личного мнения отвечающих.

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собст­венного "Я" испытуемого;

Шкала I - самоуважение;

Шкала П - аутосимпатия;

Шкала Ш - ожидание положительного отношения от других;

Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

Шкала 1 - самоуверенность,

Шкала 2 - отношение других,

Шкала 3 - самопринятие,

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность,

Шкала 5 - самообвинение,

Шкала 6 - самоинтерес,

Шкала 7 - самопонимание.

Текст опросника

1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпа­тией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде своего вижу свои недостатки. 1

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприят­но поражает, то насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое "я" всегда мне интересно.

8. Считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере былилюди, с которыми я чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого уважения.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общатъся со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужые мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя газами любящего меня человека

34. Иногда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу оказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе "я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвиняют меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: "И поделом тебе".

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.I

Ключ для обработки

Приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в со­ответствующий фактор.

Шкала S (интегральная): «+»: 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57. «-»:6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56. Шкале самоуважения (I): «+»:2, 23, 53, 57. «-»:8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.  
Шкала аутосимпатии (II): «+»:12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54. «-»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56. Шкала ожидания положительного отношения других (Ш): «+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55. «-»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтереса (IV): «+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52. «-»: 14, 51. Шкала самоуверенности (1): «+»: 2, 23, 37, 42, 46. «-»: 38, 39, 41.
Шкала ожидания отношения других (2): «+»: 1, 5, 10, 52, 55 «-»: 32, 43, 44. Шкала самопринятия (3): «+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54 «-»: 21.
Шкала самопоследовательности (саморуководства)(4): «+»: 50, 57 «-»: 25, 27, 31, 35, 36. Шкала самообвинения (5): «+»: 3, 4,9, 11, 16, 24,45, 56. «-»:
Шкала самоинтереса (6): «+»: 17, 20, 33 «-»: 26, 30, 49, 51. Шкала самопонимания(7): «+»: 53 «-»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Порядок подсчета

Показатель по каждому фактору подсчитывается путей суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком: и утверждения, с которыми испытуе­мый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

Фактор S

«Сырой балл» Накопленные частоты (в %)   «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
74,33
0,67   80,00
3,00   85,00
5,33   88,00
6,33   90,67
9,00   93,33
13,00   96,00
16,00   96,67
21,33   98,00
26,67   98,33
32,33   98,67
38,33   99,67
49,00   99,67
55,33   100,00
62,67   100,00
69,33      

Фактор I

1,67   58,67
4,00   71,33
6,00   80,00
9,33   86,67
16,00   91,33
25,33   96,67
34,00   99,67
44,67   100,00

Фактор II

0,33   69,67
3,67   77,33
9,00   86,00
16,00   90,67
21,67   96,67
28,00   98,33
37,33   99,67
47,00   100,00

Фактор III

0,00   17,67
0,00   27,33
0,67   39,67
1,00   53,00
3,33   72,33
6,00   91,33
9,00   100,00

Фактор IV

0,67   49,67
2,00   71,33
5,33   92,33
16,00   100,00
29,00      

Фактор 1

3,77   65,67
7,33   81,33
16,67   92,33
29,33   100,00
47,67      

Фактор 2

0,00   32,00
0,67   51,33
3,67   80,00
7,33   100,00
15,00      

Фактор 3

2,67   50,67
7,67   70,67
16,67   89,67
34,33   100,00

Фактор 4

3,00   60,33
9,67   79,67
25,67   92,00
38,33   100,00

Фактор 5

1,67   60,67
4,67   81,67
15,00   96,67
27,67   100,00
43,33      

Фактор 6

0,67   34,33
3,00   54,67
11,33   80,00
20,00   100,00

Фактор 7

4,33   83,67
21,33   94,00
43,33   99,33
68,67   100,00

Лабораторное занятие № 3

Тема: Психодиагностика характера

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие характера.

2. Структура характера.

3. Особенности диагностики характера.

Практическая часть:

1. Подготовить справку-паспорт для тестов характера

2. Определить возможности проективных методик при диагностике характера.

3. Провести методики (см. Приложение) и провести комплексный сравнительный анализ результатов.

А). Методика экспресс диагностики характерологических особенностей личности.

Б) Методика “Характерологические акцентуации личности и нервно-психическая неустойчивость».

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – М., 2004.

2. Введение в психодиагностику/ Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М., 1997.

3. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. – М., 2005.

4. Общая психодиагностика/ Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М., 2001.

5. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.

Приложение 1.

Наши рекомендации